«В поисках мотивирующих форматов образования. Событийные технологии вовлечения в науку и профессиональную деятельность» — так называлась открытая дискуссионная площадка на форуме «Преобразование образования», где сотрудники российских образовательных организаций обсудили не только новые мотивирующие форматы обучения, но и роль событийных практик в образовательном процессе.
Событийные форматы образования
Образовательное событие — это обучение в действии, которое предполагает инициативную форму получения знаний. Сегодня к событийным форматам в силу их эффективности нередко прибегают компании и образовательные организации.
«Прежде всего событием мы называем то, что произошло внутри человека — какое-то его внутреннее изменение, в которое мы «вложились». Педагогическое сообщество, занимающееся событийными технологиями, использует термин «событийно-потенциальный формат». Есть ряд условий, которые с какой-то вероятностью позволяют тому, чего мы ждем от человека, случиться. Наша задача — понять, как найти и построить те самые условия», — поясняет Надежда Муха, эксперт Института образования Томского государственного университета.
Определение дополнила Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета:
«Как определять, что для ребенка действительно произошло событие? Событие всегда связано с тем, что человек из него выходит другим. В чем «другим»? Вы как координаторы должны знать. При этом мы разводим результат и эффект. Разнообразных эффектов будет много, а результат — это то, что вы осмысленно закладываете».
Событийные технологии в образовании – активно развивающаяся сегодня тема. Исследователи пока не пришли к единому мнению, как сделать событийный эффект гарантированным для всех участников, и многие школы и университеты только начинают внедрять такие форматы в процесс обучения. Тем не менее, уже можно выделить некоторые методы, которые помогают эффективно вовлекать детей и молодежь в образовательную среду при проведении образовательного события.
Работа с запросами обучающихся
Один из приемов и принципов событийных форматов — работа с запросом обучающегося. Приглашая человека проявлять инициативу, заявлять о теме, которая его волнует, мы прислушиваемся к нему и тем самым показываем, что его запрос важен. Таким образом, человек уже заинтересован в образовательном формате, и организатору не нужно прикладывать дополнительных усилий, чтобы его мотивировать.
«У нас есть установка, что образование должно работать на будущее. Но, на мой взгляд, проблема педагогов в том, что мы, скорее, работаем с прошлым, чем с настоящим и, тем более, с будущим. В наших проектах мы как раз пытаемся понять и поймать контакт с настоящим: что детям интересно, какие вопросы есть у них здесь и сейчас. Мы узнаем это именно у детей, которые пришли к нам на конкретную олимпиаду, фестиваль или какой-то проект», — рассказывает об опыте Владимирского государственного университета Зоя Монасевич, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Педагогического института ВлГУ.
По мнению Зои Монасевич, большинство образовательных форматов организуются по принципу: взрослые придумывают что-то для детей, а потом предлагают им выбирать из того, что есть. Таким образом, взрослый зависим от ребенка и должен его увлечь. Команда ВлГУ пошла от обратного: сперва ребенка спрашивают, с чем он хотел бы поработать на образовательной программе, и уже потом создается мероприятие в зависимости от вида вопроса.
Например, для ответов на фактические вопросы по типу «Сколько градусов на Солнце?» в ВлГУ проводится формат «Встреча с мудрецом». В роли «мудреца» выступает волонтер — студент или старшеклассник. Его задача не просто ответить на вопрос, а углубить его, тем самым увеличив заинтересованность ребенка в теме.
Похожую стратегию с этого года применяет Центр развития современных компетенций детей и молодежи Института образования ТГУ.
В 2022 году команда ЦРСК начала реализовывать проект по вовлечению школьников в университетскую среду, но столкнулась с рядом проблем. Во-первых, подразделения университетов были не готовы регулярно проводить образовательные активности для детей, и из-за этого участники успевали «охладеть» и потерять интерес к теме. Во-вторых, у школьников не было как такового интереса к тем направлениям, которые выбрал изначально центр.
В 2023 году систему вовлечения изменили и перешли к средовой модели: школьник может сам выбрать что-то из интересующих его активностей в среде и принять участие.
Например, для ответов на фактические вопросы по типу «Сколько градусов на Солнце?» в ВлГУ проводится формат «Встреча с мудрецом». В роли «мудреца» выступает волонтер — студент или старшеклассник. Его задача не просто ответить на вопрос, а углубить его, тем самым увеличив заинтересованность ребенка в теме.
Похожую стратегию с этого года применяет Центр развития современных компетенций детей и молодежи Института образования ТГУ.
В 2022 году команда ЦРСК начала реализовывать проект по вовлечению школьников в университетскую среду, но столкнулась с рядом проблем. Во-первых, подразделения университетов были не готовы регулярно проводить образовательные активности для детей, и из-за этого участники успевали «охладеть» и потерять интерес к теме. Во-вторых, у школьников не было как такового интереса к тем направлениям, которые выбрал изначально центр.
В 2023 году систему вовлечения изменили и перешли к средовой модели: школьник может сам выбрать что-то из интересующих его активностей в среде и принять участие.
«Участие в образовательном событии дает школьнику попробовать себя в новой роли, пережить новый опыт и проанализировать его. Для качественного вовлечения, формирования интереса и мотивации к дальнейшей деятельности история должна быть продолжительная. Одно событие — только стартовая точка, откуда ученик должен перейти далее – окунуться в вузовскую среду, найти интересующие его направления и погрузиться в них», — поясняет Артем Белов, сотрудник Центра современных компетенций ТГУ.
Привлечение студентов и родителей
Студенты как педагогическая сила — еще один действенный прием для вовлечения школьников в университетскую среду. Студент и ученик общаются между собой на равных, без барьеров и оценок. Таким образом через неформальное общение происходит интеграция в среду вуза.
Студентов также лучше привлекать с позиции инициативы, говорят эксперты. Важно задавать вопросы: «Кем бы ты хотел поработать? Какой опыт хочешь получить в проекте?» И тогда, если у организации есть что предложить в ответ на запрос студента, он будет сотрудничать гораздо охотнее.
Во Владимирском государственном университете за участие в подобных активностях студент может получить грамоту от ректора, позволяющую претендовать на повышенную стипендию. Также у некоторых студентов ВлГУ опыт проведения мероприятий для школьников лег в основу научной работы.
В ТГУ Центр развития современных компетенций предоставляет студентам возможность участвовать в мероприятиях в качестве прохождения производственной практики.
Также важным аспектом для эффективного обучения детей является вовлеченность в процесс родителей. Как отметил руководитель образовательного центра «Зерна» Денис Таранов, в вальдорфской педагогике родители и дети вовлечены в подготовку каждого мероприятия: от Праздника Ручки во втором классе до Рыцарского турнира в шестом.
Студентов также лучше привлекать с позиции инициативы, говорят эксперты. Важно задавать вопросы: «Кем бы ты хотел поработать? Какой опыт хочешь получить в проекте?» И тогда, если у организации есть что предложить в ответ на запрос студента, он будет сотрудничать гораздо охотнее.
Во Владимирском государственном университете за участие в подобных активностях студент может получить грамоту от ректора, позволяющую претендовать на повышенную стипендию. Также у некоторых студентов ВлГУ опыт проведения мероприятий для школьников лег в основу научной работы.
В ТГУ Центр развития современных компетенций предоставляет студентам возможность участвовать в мероприятиях в качестве прохождения производственной практики.
Также важным аспектом для эффективного обучения детей является вовлеченность в процесс родителей. Как отметил руководитель образовательного центра «Зерна» Денис Таранов, в вальдорфской педагогике родители и дети вовлечены в подготовку каждого мероприятия: от Праздника Ручки во втором классе до Рыцарского турнира в шестом.
«Наша задача состоит в том, чтобы дети сами сделали из мероприятия событие для себя. Так, в шестом классе они сами шьют костюмы для рыцарского турнира, в течение года разрабатывают дизайн, включают различные элементы костюмов средневековья. То есть мы вместе с детьми движемся к событию, заранее готовимся к нему и начинаем проживать его не в момент начала, а задолго до него», — объясняет Денис Таранов.
Конечно, в процессе подготовки декорации и костюмов детям помогают родители. Денис Таранов уверен, что когда в событие включается семья, ребенок проживает его гораздо полнее и ярче.
Оценка от профессионалов
Еще один прием, мотивирующий студента или школьника продолжить работу в научной среде — привлечение экспертов.
«Когда эксперт привлекается к разработке и оценке проекта, у участника появляется возможность почувствовать себя в профессиональном сообществе, а также повлиять на решение профессиональных проблем», — говорит Артем Белов (Центр развития современных компетенций ТГУ).
Всероссийский студенческий фестиваль-чемпионат гибких навыков SoftFest, который проходит в Томске уже третий год подряд, привлекает профессионалов практически на каждом этапе. На фестивале студенческие команды со всей России соревнуются в разработке образовательных игр.
«Наша задача на очном этапе фестиваля – помочь ребятам воплотить идею и донести ее до пользователя. Чтобы это было эффективно, мы приглашаем представителей образовательного рынка, специалистов по разработке игр, софт-компетенциям и даем возможность участникам с ними взаимодействовать. Мы также следим за тем, чтобы практикующие эксперты участвовали в разработке программы фестиваля», — отметила руководитель группы разработки SoftFest София Безукладникова (ТГУ).
Налаживание внешних связей
Для привлечения экспертов, а также развития инноваций в области образования необходимо налаживать внешние связи. К такому заключению пришла Александра Филькина, научный сотрудник Центра социологии образования Института образования ТГУ, в совместной работе с лабораторией инноваций Института образования Высшей школы экономики.
В системе образования внутренние связи — это связи внутри школ, ДПО, вузов. Внешние связи — это музеи, бизнес, сферы культуры, экологические организации. Сотрудничество со второй группой, по мнению Александры, приводит к созданию наиболее интересных событийных форматов — форумов, фестивалей, квизов, арт-лагерей и так далее.
В системе образования внутренние связи — это связи внутри школ, ДПО, вузов. Внешние связи — это музеи, бизнес, сферы культуры, экологические организации. Сотрудничество со второй группой, по мнению Александры, приводит к созданию наиболее интересных событийных форматов — форумов, фестивалей, квизов, арт-лагерей и так далее.
«Есть два типа инноваций — прорывные и поддерживающие. Либо мы придумываем что-то новое, либо доводим какую-то идею до ума. Если посмотреть на всю систему взаимодействия образовательных организаций в регионах, можно заметить, что внутренние связи направлены на поддерживающие инновации, а внешние — на прорывные. И новые идеи в образовании приходят как раз через установление внешних связей», — поясняет Александра Филькина.
«Разработчики программ и проектов современного образования сталкиваются с необходимостью трансформации учебного взаимодействия организаторов и участников. Такой тип взаимодействия требует новой дидактики и методологии и предполагает смещение фокуса на soft- и self-компетенции. Событийные форматы имеют мощный потенциал для актуализации личных смыслов, интересов, саморазвития и самореализации, а значит, формируют актуальную повестку для исследований и разработок в контексте трансформации образования», — резюмирует модератор площадки Надежда Муха.