Новости

Разработки ЦРСК ТГУ помогут вовлекать школьников в науку и среду Большого университета

Центр развития современных компетенций детей и молодежи (ЦРСК) ТГУ представил свои образовательные разработки на томском форуме «Август.PRO». Сотрудники ЦРСК рассказали, как проект «Вовлечение школьников в науку и среду Большого университета Томска», реализуемый с сентября 2023 года, решает задачи развития инженерного образования в России.
Форум «Август.PRO» традиционно проходит в Томске в преддверии учебного года. Основной целью мероприятия является формирование стратегических ориентиров деятельности для управленческих и педагогических команд образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Томской области.
— Концепция инженерного образования, разработанная совместно вузами Большого университета, ложится в основу инженерных программ высшего образования России. Каким мы видим будущего инженера? Предлагается несколько форматов подготовки и, соответственно, несколько результатов: это инженер-исполнитель, инженер-разработчик, инженер-исследователь и метаинженер, — рассказала эксперт Института образования ТГУ Надежда Муха на совещании по развитию школьного инженерного образования форума «Август.PRO».
Надежда Владимировна пояснила различия между четырьмя «ипостасями» инженера. Инженер-исполнитель понимает, как все устроено; применяет существующие знания и алгоритмы, решая поставленные задачи. Инженер-разработчик работает на более высоком уровне сложности: в процессе решения задач он перепроектирует, «перепридумывает» узловые части системы. Это другой образ мышления и другой результат.

Инженер-исследователь переходит уже к проектированию целостных законченных систем, отходя от привычных стереотипов. Но самые прорывные проекты — дело рук метаинженера, который действует, стыкуя — часто неожиданно — различные дисциплины и перенося знание и способ действия из одной дисциплины в другую. Именно такое «метамышление» и связанные с ним способы междисциплинарной инженерии жизненно необходимы для успешного технологического будущего страны.
— Навыки будущих инженеров можно формировать через событийное образование и практические проекты. В этих проектах можно изобретать, испытывать, переделывать — и выходить на создание новых систем, которые потом будут воплощаться в новых технических разработках, — отметила Надежда Муха.
Существенную роль в погружении школьников в инженерное образование играют университеты. Важно не просто выявить и поддержать научный потенциал школьников, но и повысить их мотивацию, осознанность дальнейшего включения в перспективные научные и профессиональные практики. Эти задачи решаются в рамках проекта «Вовлечение школьников в науку и среду Большого университета Томска».
— Чтобы пройти путь к метаинженеру, придется победить страх отказываться от привычного, а потом — перейти к изобретению нового, научиться отстаивать свои идеи и внедрять их. Мы приглашаем учеников 5-11 классов участвовать в мероприятиях, нацеленных на развитие этих навыков: во Всероссийском научно-исследовательском чемпионате ТАПИР, в марафонах инженерного проектирования и конструирования, образовательном погружении «НооГен» и других событиях, которые ЦРСК ТГУ организует этой осенью. Каждое мероприятие — это возможность взаимодействия ученых БУТ, межвузовских студенческих и школьных команд. Узнать подробности можно на сайте ЦРСК ТГУ, — говорит руководитель проекта «Вовлечение школьников в науку и среду Большого университета Томска» Елена Зорина.
Центр развития современных компетенций детей и молодежи им. Д.И. Менделеева (ЦРСК) создан в 2018 году как центр дополнительного образования для детей на базе ТГУ в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». В 2023-2025 гг. ЦРСК ТГУ реализует проект «Вовлечение школьников в науку и среду Большого университета Томска». Цель проекта — включение школьников в научную и образовательную среду томских вузов, а также создание сообщества заинтересованных студентов и их подготовка для работы со школьниками.
ЦРСК Проекты Модель развития педагогического образования