Томский государственный университет и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники провели фестиваль-чемпионат универсальных компетенций SoftFest. Студенческие команды со всей России соревновались в разработке образовательных игр, развивающих софт- и селф-скилы — гибкие навыки, которые требуются в любой профессиональной деятельности.
Фестиваль проводится в Томске уже в третий раз. В этом году в мероприятии приняли участие более 100 человек — студентов бакалавриата и магистратуры. На очный этап в Томск приехали команды, прошедшие заочный отборочный тур в октябре, включающий тестирование, серию лекций и мастер-классов. К основной задаче конкурса — разработке образовательных игр — команды приступили еще на заочном этапе.
В очный этап чемпионата SoftFest прошло 15 команд, среди которых не только томичи, но и участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Челябинска и других городов России.
В первый день фестиваля команды сыграли в образовательную игру от ТУСУР, вдохновленную игрой «Мафия». Цель игры: найти своих союзников и противников, имея ограниченный доступ к информации, и сделать все возможное, чтобы привести свою команду к победе.
В очный этап чемпионата SoftFest прошло 15 команд, среди которых не только томичи, но и участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Челябинска и других городов России.
В первый день фестиваля команды сыграли в образовательную игру от ТУСУР, вдохновленную игрой «Мафия». Цель игры: найти своих союзников и противников, имея ограниченный доступ к информации, и сделать все возможное, чтобы привести свою команду к победе.
— За счет того, что участникам приходится очень много работать с информацией, которую они получают прямо сейчас, и думать о том, какой информацией делиться, а какой нет, эта игра хорошо развивает критическое и стратегическое мышление, а также навыки командной работы. Мы хотели наглядно показать, как игра работает на развитие гибких навыков и как это связано с игровыми механиками напрямую, — поясняет организатор фестиваля Егор Буховец.
В течение первых двух дней команды дорабатывали концепции собственных игр, разрабатывали прототипы, а также учились питчинговать свои проекты.
В финальный день были презентованы готовые работы, а также участники смогли сыграть в проекты друг друга. Образовательные игры оценивали эксперты, разработчики игр и представители сообществ по универсальным компетенциям. Главный критерий, которому должна соответствовать игра, — развитие определенных гибких навыков.
В финальный день были презентованы готовые работы, а также участники смогли сыграть в проекты друг друга. Образовательные игры оценивали эксперты, разработчики игр и представители сообществ по универсальным компетенциям. Главный критерий, которому должна соответствовать игра, — развитие определенных гибких навыков.
— Наша игра направлена на обучение кураторов, которые в дальнейшем будут взаимодействовать с первокурсниками в четырех сферах: социально-бытовой, внеучебной, учебной и административной. Через интерактивную игру будущие кураторы научатся решать любые форс-мажорные ситуации, с которыми потом столкнутся их подопечные — первокурсники. Настольная игра выйдет в следующем году на школе кураторов в нашем университете, — говорит Эльмира Арсунова, команда «ТСМ maxi» (Московский институт электронной техники, Зеленоград, Москва).
Как рассказывает Михаил Будылин из команды «ПИМУ» (Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород), их компьютерная игра — «Медицинская одиссея». Молодой врач попадает на планету, где произошло заражение неизвестным заболеванием. Смысл игры в том, чтобы вылечить всех пациентов. Основная универсальная компетенция, которая развивается в процессе игры — это анализ информации, которую герой узнает, двигаясь по квесту.
— «Молот ведьм» — игра для школьников и студентов, она направлена на развитие критического мышления и аргументации. Действие разворачивается в Средневековой Европе. Это настольная игра в форме карточек. Там есть три главных персонажа: инквизитор, ведьма и мирный житель. Инквизитору нужно вычислить ведьму. У него для этого есть карточки событий, на них строится аргументация. Ведьма оправдывается, а мирные жители в итоге решают, ведьма это или нет, — поясняет Кристина Заборовская, команда «Зайчатки разума» (Томский государственный университет).
Томская команда «Зайчатки разума», представившая игру «Молот ведьм», стала победителем фестиваля. Второе место поделили между собой команды из Томска и Нижнего Новгорода — «E1even» и «ПИМУ». Третье место заняла томская команда «Гильдия педагогов».
Победители получили подарки от «РСВ» и возможность отправиться в образовательные поездки в рамках проекта «Больше, чем путешествие».
Победители получили подарки от «РСВ» и возможность отправиться в образовательные поездки в рамках проекта «Больше, чем путешествие».
— В этом году качество игровых компонентов возросло: и прототипы сильнее, и задумки интереснее. Победители показали очень высокий результат. Когда мы говорим об освоении универсальных компетенций и об их проверке, мы, конечно, не можем оставаться в каноне старых образовательных практик — семинаров, лекций. Универсальные компетенции просто нельзя дать таким образом, как нельзя и проверить тестом или экзаменом. Для этого нужны новые форматы, и игра — это очень перспективный формат, к которому мы обращаемся, — резюмирует эксперт фестиваля, научный сотрудник Института образования ТГУ Лев Плюснин.
Соорганизаторами фестиваля выступили Центры компетенций ТГУ и ТУСУР — площадки диагностики и развития универсальных компетенций у студентов, открытые при поддержке АНО «Россия — страна возможностей».
Фото: из группы фестиваля в ВК