В конце октября в Томском государственном университете прошел Всероссийский чемпионат «ТАПИР»: его главная задача — приобщение школьников к культуре проектно-исследовательской деятельности в университетской среде. В чемпионате 2023 года приняли участие 138 школьников — ученики 5-11 классов из Томска, Северска, Горно-Алтайска, Стрежевого, Белого Яра, Каргаска, Кисловки и Поротниково.
Организатором выступил Центр развития современных компетенций ТГУ при поддержке Томского регионального центра развития талантов «Пульсар». Провести чемпионат помогли студенты и преподаватели ТГУ, ТПУ и ТГПУ, сотрудники институтов и лабораторий СО РАН.
Организатором выступил Центр развития современных компетенций ТГУ при поддержке Томского регионального центра развития талантов «Пульсар». Провести чемпионат помогли студенты и преподаватели ТГУ, ТПУ и ТГПУ, сотрудники институтов и лабораторий СО РАН.
«Мы предложили школьникам реальные научные кейсы от ученых Большого университета Томска. Разные вузы и факультеты сформулировали задачи в рамках своих исследований. В течение трех дней ребята прорабатывали эти задачи от нуля до финального продукта. Смысл ТАПИРа не только в том, что у участников чемпионата должно получиться настоящее исследование, но и в том, что делать его приходится в очень интенсивном режиме. Тем самым школьники входят в науку очень быстро, на реальной деятельности и с помощью реальных ученых Большого университета», — поясняет эксперт Института образования ТГУ Надежда Муха.
Участников ТАПИРа ждали два этапа конкурса. На первом, дистанционном этапе школьники решали тест на общую научную грамотность и снимали научно-популярные ролики на разные темы — от истории развития авиации до сложных вопросов в области пресечения права и морали. Затем ребята собрались в ТГУ на очном туре.
Лекции экспертов: что такое наука?
Перед началом очного тура чемпионата школьники встретились с настоящими исследователями из различных научных направлений, работающими в университете.
- Мария Абрамова, руководитель Центра социологии образования Института образования ТГУ, рассказала о социологии как науке. На примере результатов работы центра и совместной зеркальной лаборатории Томского госуниверситета и Высшей школы экономики, занимающейся изучением образовательной успешности студентов вузов, Мария Олеговна продемонстрировала возможности социологических исследований.
Исследования зеркальной лаборатории проходят в рамках проекта «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
- Научный сотрудник лаборатории философии образования ИО ТГУ Павел Домбровский начал свою лекцию для школьников с вопроса о том, что же такое социогуманитарные науки. Благодаря его выступлению участники ТАПИРа узнали об истории этих наук и о том, чем они отличаются друг от друга и от других научных сфер. Павел дал определение функций и инструментария соцгума, отметил особенности работы с источниками в таких науках как психология, философия, политология и др.
«Социогуманитарные науки изучают человеческую жизнь во всех ее проявлениях. С использованием разных источников, методов и междисциплинарного взаимодействия они позволяют нам узнать больше о нашем прошлом, нашем настоящем и идти в будущее с более глубоким пониманием самих себя и нашего общества. В Томском госуниверситете социогуманитарные науки объединяют почти половину факультетов и учебных подразделений — 10 из 22», — отметил Павел Домбровский в завершение лекции.
- Аналитик Института образования ТГУ София Безукладникова выступила с научно-популярной лекцией о том, что такое метод исследований и какие методы могут применяться в социогуманитарных науках.
«Метод в науке — это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть исследования. Выделяют методы эмпирического исследования, теоретического познания, общелогические и специализированные методы. Для социогуманитарных наук подойдут такие методы как анализ документов, диалог, опрос, тестирование и некоторые другие», — рассказала София и предложила школьникам подумать, какие методы они могут использовать в своих исследованиях.
Спикеры также кратко рассказали школьникам о проекте «Исследование условий и результатов трансформации высшего образования в контексте современного представления о качестве образовательных результатов», который реализуется в ТГУ в рамках стратпроекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Какие задачи выбрали школьники?
Для решения школьниками в рамках ТАПИРа было подготовлено 9 задач в трех треках: социо-гуманитарном, техническом и естественнонаучном.
«Наша команда называется «Грызем гранит науки». Мы участвуем в социо-гуманитарном треке, работаем над биоэтикой. Наша проблема звучит так: мужчине 55 лет, он попал в больницу с инсультом, у него поражена большая часть мозга. Он под действием аппарата ИВЛ. Сам вопрос, который нам надо изучить: будет ли правильно с точки зрения этики отключить его от аппарата?» — поделилась примером одного из кейсов участница чемпионата Валерия Колченко (6 класс, гимназия № 18).
Фото с чемпионата – в паблике ЦРСК ТГУ в соцсети Вконтакте
«Мы выбрали кейс фундаментально-прикладной лингвистики: выясняли, с чем люди ассоциируют весну. Рассмотрели проблему с разных сторон: изучали, как поэты разных веков воспринимали весну, спрашивали людей на улице, проводили опросы в соцсетях. Также рассматривали с научной точки зрения, что такое весна. Очень интересно было выдвигать свои гипотезы и после исследования смотреть, подтвердились они или нет», — рассказала Алекса Жабина (10 класс, школа имени Н.И. Лобачевского).
В других треках школьники изучали биомеханику бега, разрабатывали прибор для измерения температуры вечной мерзлоты, занимались прикладной лингвистикой. Также участники чемпионата могли посетить мастер-классы, где эксперты подробно рассказывали о направлениях конкурса, о правилах создания научной работы и ее представления на публике. Очный тур ТАПИРа продлился три дня.
В заключительный день прошла презентация работ. Победителей выбирали в каждом из треков чемпионата, в старшей (9-11 класс) и младшей (5-8 класс) лигах. Участников наградили за достижения как в очном, так и в дистанционном этапах.