«Прежде всего событием мы называем то, что произошло внутри человека — какое-то его внутреннее изменение, в которое мы «вложились». Педагогическое сообщество, занимающееся событийными технологиями, использует термин «событийно-потенциальный формат». Есть ряд условий, которые с какой-то вероятностью позволяют тому, чего мы ждем от человека, случиться. Наша задача — понять, как найти и построить те самые условия», — поясняет Надежда Муха, эксперт Института образования Томского государственного университета.
«Как определять, что для ребенка действительно произошло событие? Событие всегда связано с тем, что человек из него выходит другим. В чем «другим»? Вы как координаторы должны знать. При этом мы разводим результат и эффект. Разнообразных эффектов будет много, а результат — это то, что вы осмысленно закладываете».
«У нас есть установка, что образование должно работать на будущее. Но, на мой взгляд, проблема педагогов в том, что мы, скорее, работаем с прошлым, чем с настоящим и, тем более, с будущим. В наших проектах мы как раз пытаемся понять и поймать контакт с настоящим: что детям интересно, какие вопросы есть у них здесь и сейчас. Мы узнаем это именно у детей, которые пришли к нам на конкретную олимпиаду, фестиваль или какой-то проект», — рассказывает об опыте Владимирского государственного университета Зоя Монасевич, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования Педагогического института ВлГУ.
«Участие в образовательном событии дает школьнику попробовать себя в новой роли, пережить новый опыт и проанализировать его. Для качественного вовлечения, формирования интереса и мотивации к дальнейшей деятельности история должна быть продолжительная. Одно событие — только стартовая точка, откуда ученик должен перейти далее – окунуться в вузовскую среду, найти интересующие его направления и погрузиться в них», — поясняет Артем Белов, сотрудник Центра современных компетенций ТГУ.
«Наша задача состоит в том, чтобы дети сами сделали из мероприятия событие для себя. Так, в шестом классе они сами шьют костюмы для рыцарского турнира, в течение года разрабатывают дизайн, включают различные элементы костюмов средневековья. То есть мы вместе с детьми движемся к событию, заранее готовимся к нему и начинаем проживать его не в момент начала, а задолго до него», — объясняет Денис Таранов.
«Когда эксперт привлекается к разработке и оценке проекта, у участника появляется возможность почувствовать себя в профессиональном сообществе, а также повлиять на решение профессиональных проблем», — говорит Артем Белов (Центр развития современных компетенций ТГУ).
«Наша задача на очном этапе фестиваля – помочь ребятам воплотить идею и донести ее до пользователя. Чтобы это было эффективно, мы приглашаем представителей образовательного рынка, специалистов по разработке игр, софт-компетенциям и даем возможность участникам с ними взаимодействовать. Мы также следим за тем, чтобы практикующие эксперты участвовали в разработке программы фестиваля», — отметила руководитель группы разработки SoftFest София Безукладникова (ТГУ).
«Есть два типа инноваций — прорывные и поддерживающие. Либо мы придумываем что-то новое, либо доводим какую-то идею до ума. Если посмотреть на всю систему взаимодействия образовательных организаций в регионах, можно заметить, что внутренние связи направлены на поддерживающие инновации, а внешние — на прорывные. И новые идеи в образовании приходят как раз через установление внешних связей», — поясняет Александра Филькина.
«Разработчики программ и проектов современного образования сталкиваются с необходимостью трансформации учебного взаимодействия организаторов и участников. Такой тип взаимодействия требует новой дидактики и методологии и предполагает смещение фокуса на soft- и self-компетенции. Событийные форматы имеют мощный потенциал для актуализации личных смыслов, интересов, саморазвития и самореализации, а значит, формируют актуальную повестку для исследований и разработок в контексте трансформации образования», — резюмирует модератор площадки Надежда Муха.