Новости

Как «нейро» может помочь образованию

Школа для студентов «Нейротехнологии в образовании» стартовала в конце марта в ТГУ. Ее участники узнают о последних достижениях в области нейронаук и применении нейротехнологий в исследовании образования, получат практические навыки работы с психофизиологическим и нейрооборудованием и ПО и реализуют научные проекты.

Школу проводят совместно Центр когнитивных исследований и нейронаук и Институт образования ТГУ. На идею организовать мероприятие в образовательном формате натолкнули исследовательские проекты, реализуемые сотрудниками двух подразделений университета, связанные с изучением восприятия онлайн-образования.
— Для ИО ТГУ участие в школе по нейротехнологиям — это, прежде всего, возможность популяризации доказательного подхода в образовании, формирование профессионального сообщества в данном направлении. А также возможность самим продвинуться в теме нейроисследований и найти активных и заинтересованных молодых коллег, чтобы масштабировать направление как в ТГУ, так и шире, а Большом университете, — поясняет член команды организаторов школы, старший научный сотрудник ИО ТГУ Анастасия Ларионова.
Занятия в школе «Нейротехнологии в образовании» открыл онлайн-семинар приглашенного эксперта – психофизиолога и профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Каплана. Профессор рассказал о разработанных на сегодняшний день неинвазивных технологиях «мозг-компьютер», а также о возможности создания нейроинтерфейсных технологий нового поколения, ориентированных на кооперацию человеческого мозга и искусственного интеллекта.
— Я учусь в магистратуре факультета психологии по программе «Когнитивная психология и технологии». Тема нейротехнологий в образовании напрямую пересекается с моей образовательной программой. Школа расширит знания, которые я получаю сейчас как магистрант, дополнит их практическими навыками. Вообще нейротехнологии в целом — это трендовое направление, которое находится в стадии развития не только в России, но и во всем мире. И поэтому, конечно, очень интересно осваивать его прямо в процессе становления. В рамках нейрошколы есть еще и прекрасная возможность поработать в проектной деятельности, так что я очень рассчитываю познакомиться с нейротехнологиями в образовании на практике, — говорит одна из участниц школы Нина Верхозина.
Первый этап работы школы — теоретический блок. Студенты ТГУ и других вузов Большого университета Томска изучали методы нейронаук, способы изучения восприятия и регистрации когнитивных реакций человека, основы нейропедагогики. Теоретический блок завершился лекцией «Доказательность в образовании: место и роль нейротехнологий», которую прочитали Анастасия Ларионова и Мария Абрамова, директор Центра социологии образования ИО ТГУ.
— Лекция стала неким мостом от конкретных нейротехнологий и инструментов к их применимости для решения проблем в образовании. Задачей лекции было актуализировать студентов на размышления о собственных проектах, т.к. следующий этап — это разработка дизайна проекта, выбор кураторов и объединение в исследовательские команды для работы над проектом. Мы показали, какие исследования уже сейчас ведутся в образовании и как они влияют на его изменения. Большой интерес у слушателей вызвал, например, проект по изучению образовательной успешности студентов, реализуемый Центром социологии образования ИО ТГУ совместно с Высшей школой экономики, — рассказала Анастасия.
С 9 апреля стартовала вторая часть школы — практические занятия в Центре когнитивных исследований и нейронаук ТГУ. Участники школы знакомятся со специальным оборудованием и программным обеспечением, учатся создавать и проводить эксперименты, анализировать полученные результаты.

В ходе проектной части школы за слушателями будут закреплены кураторы – сотрудники Института образования, филологического факультета, Института экономики и менеджмента, факультета психологии, Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ.
— Мне пока трудно сказать, какой конкретно проект будет у меня. Конечно, он будет направлен на то, чтобы помогать студентам в их образовательном процессе: что-то, что будет способствовать более эффективному усвоению материала. Например, в ходе лекционной части мы обсуждали очень интересное направление — создание для студентов, обучающихся иностранным языкам, программы, которая облегчит процесс изучения языка. Это интересная тема, которую можно разрабатывать вместе с лингвистами. Может быть, мой проект будет связан с диагностикой когнитивных процессов, с тем, чтобы, основываясь на полученных результатах, можно было разрабатывать методики по коррекции, либо по улучшению процесса образования, — рассуждает Нина Верхозина.
В завершение школы участники и кураторы планируют реализовать три пилотных проекта в сфере нейротехнологий и представить результаты экспертам.
— Мы видим живой интерес к школе. Очень приятно осознавать, что в проекте принимает участие большая междисциплинарная команда кураторов и слушателей. Для нас школа – эксперимент, где нам предстоит объединить участников из самых разных областей и реализовать научный проект. Мы попробуем это сделать, — отмечает директор Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ Мария Толстова.
Центр социологии образования Исследования Зеркальная лаборатория