Сотрудники Института образования ТГУ приняли участие в работе круглого стола на тему «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов» (в рамках совместного научно-исследовательского проекта «Зеркальная лаборатория» НИУ ВШЭ и Томского государственного университета «Психологическое благополучие студентов в российских вузах)». Встреча экспертов лаборатории прошла на X Международном форуме по педагогическому образованию (IFTE-2024) в Казанском федеральном университете.
На круглом столе Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, рассказала о результатах исследования, проведенного зеркальной лабораторией, касающихся неблагополучия студентов. В этом проекте социологи выявляли, как связаны показатели неблагополучия студентов российских вузов с их полом, социально-экономическим статусом, формой и курсом обучения, вовлеченностью в учебный процесс и внеучебной активностью. Оказалось, что активная внеучебная деятельность положительно влияет на молодежь, снижая уровень неблагополучия. Как показали опросы, особенно эффективны в этом плане занятия наукой и спорт.
Доклад Александры Филькиной и Анастасии Ларионовой, научных сотрудников Института образования ТГУ, был посвящен инструментам поддержания психологического благополучия в вузах, в том числе типам интервенций и вопросам оценивания их эффективности. Докладчики показали, что в вузах существует огромное количество направлений поддержки психологического благополучия студентов (курсы повышения психологической грамотности, адресная психологическая помощь, создание экосистемы поддержки внутри вуза). Анастасия и Александра также поделились опытом ТГУ в этом вопросе, обсудили возможности оценивания эффективности предпринятых действий.
На круглом столе Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ, рассказала о результатах исследования, проведенного зеркальной лабораторией, касающихся неблагополучия студентов. В этом проекте социологи выявляли, как связаны показатели неблагополучия студентов российских вузов с их полом, социально-экономическим статусом, формой и курсом обучения, вовлеченностью в учебный процесс и внеучебной активностью. Оказалось, что активная внеучебная деятельность положительно влияет на молодежь, снижая уровень неблагополучия. Как показали опросы, особенно эффективны в этом плане занятия наукой и спорт.
Доклад Александры Филькиной и Анастасии Ларионовой, научных сотрудников Института образования ТГУ, был посвящен инструментам поддержания психологического благополучия в вузах, в том числе типам интервенций и вопросам оценивания их эффективности. Докладчики показали, что в вузах существует огромное количество направлений поддержки психологического благополучия студентов (курсы повышения психологической грамотности, адресная психологическая помощь, создание экосистемы поддержки внутри вуза). Анастасия и Александра также поделились опытом ТГУ в этом вопросе, обсудили возможности оценивания эффективности предпринятых действий.
«Наш доклад запустил дискуссию по обмену опытом между университетами о способах работы с благополучием студентов. Наше исследование напрямую связано с деятельностью института образования, в числе прочих практик работы с благополучием, в том числе, был представлен и опыт ИО ТГУ. Мы также работаем в рамках трансформации системы образования, выявляем, что необходимо изменить в образовании, в среде университета, чтобы ориентировать эту среду на поддержку психологического благополучия студентов и сотрудников вуза. Психологическое благополучие всех участников образовательного процесса очень важно, тк. напрямую связано с мотивацией, эффективностью, саморазвитием, успешностью и другими показателями, которые формируются в процессе обучения», — говорит Анастасия Ларионова.
Со стороны НИУ ВШЭ выступили директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев и руководитель Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев. Евгений Терентьев рассказал, как связано психологическое неблагополучие аспирантов российских вузов и то, как они оценивают качество научного руководства. Иван Груздев представил результаты исследования психологического благополучия жителей РФ в возрасте от 18 до 35 лет. В докладе, например, было показано, что люди в возрасте от 18 до 24 лет в среднем оценивают выше удовлетворенность жизнью по сравнению с представителями следующей возрастной группы (от 25 до 35 лет). Также были отмечены различия в уровне психологического благополучия в зависимости от пола, региона проживания и уровня образования. Чем выше уровень образования – тем выше доля тех, кто считает свою жизнь интересной.
После представления докладов завязалась дискуссия об особенностях измерения и концептуализации психологического благополучия и были намечены шаги по дальнейшему изучению данной темы в рамках проекта зеркальной лаборатории.
После представления докладов завязалась дискуссия об особенностях измерения и концептуализации психологического благополучия и были намечены шаги по дальнейшему изучению данной темы в рамках проекта зеркальной лаборатории.
На фото: эксперты ИО ТГУ Мария Абрамова, Анастасия Ларионова и Александра Филькина с коллегами в Казани.