27 августа в Институте образования ТГУ прошел семинар на тему «Потенциал и риски для индивидуализации студентов в новой модели высшего образования». На семинаре выступила Татьяна Ковалева, доктор педагогических наук, профессор, президент МТА, заведующая учебно-научной лабораторией индивидуализации и тьюторства ИО ТГУ.
Татьяна Михайловна рассказала об итогах стратегического семинара Межрегиональной тьюторской ассоциации, на котором представители тьюторской ассоциации со всей России обсуждали стратегические направления развития тьюторства в стране на ближайшие годы.
Татьяна Михайловна рассказала об итогах стратегического семинара Межрегиональной тьюторской ассоциации, на котором представители тьюторской ассоциации со всей России обсуждали стратегические направления развития тьюторства в стране на ближайшие годы.
«Когда меняются общие политические тенденции, фокусировка в образовании идет на более жесткую управленческую позицию, и линия индивидуализации, которой занимаются тьюторы, уходит на фокус частной «заботы». Люди ориентируются на более «свободные» зоны (например, частные образовательные организации), потому что их становится меньше. Поэтому важно поддерживать институциональные формы, которые удерживают ценности индивидуализации, чтобы сохранить эту культуру в полном объеме хотя бы локально», — пояснила Татьяна Ковалева в своем сообщении.
Томский государственный университет продолжает линию тьюторской модели современного университета. Главная цель тьюторства — сделать образование более гуманистическим, ориентированным на человека; задача тьютора — сопровождать обучающегося на этом пути, обустраивать среду и помогать ему в достижении учебных целей, опираясь на его собственные желания и смыслы.
«Тьютор в своей работе исходит из понимания того, что мир сверхсложный и что жизнь человека нельзя представить, как целостность. Тьютор осознает особую культуру жизни как маршрутизацию — совокупность разных маршрутов человеческой жизни — и помогает определить траекторию в конкретный период времени. Для этого анализируется то, что есть сейчас, предыдущий опыт человека, тенденции, которые он видит в будущем, и его понимание себя. На согласовании всего этого строится осмысленный маршрут, который впоследствии может измениться в зависимости от обстоятельств», — добавила Татьяна Михайловна.
Во второй части семинара «Потенциал и риски для индивидуализации студентов в новой модели высшего образования» сотрудники Института образования, включая специалистов тьюторской службы ТГУ, обсудили, каким образом можно интегрировать линию индивидуализации в новую модель высшего образования, на которую перейдут российские вузы в 2026 году. Также на семинаре рассмотрели задачи, которые будут стоять перед тьюторами: как помочь студентам определиться с подходящей квалификацией и сроками обучения, на какие компетенции стоит обратить внимание и так далее.
Текст и фото: Юлия Ермальчук