Новости

Преподавателям российских вузов рассказали о пилотных программах ТГУ

Задачи пилотного проекта по совершенствованию высшего образования на примере магистерских программ ТГУ обсудили участники дискуссионной площадки «Переход к новой модели высшего образования: разработка и реализация пилотных программ». Сессия прошла в рамках конференции «Проектное наследие и трансформация университета», которую провели Томский государственный университет и Благотворительный фонд Потанина.

Прошел почти год с момента, как в России стартовал проект по совершенствованию системы высшего образования: указ об этом подписан Владимиром Путиным 12 мая 2023 года. Шесть университетов, в том числе ТГУ, включились в «пилот», главной задачей которого стала выработка решений для трансформации пост-болонской системы. Основной вектор — преодоление разрыва между университетом и работодателем, выработка новой модели высшего образования.

В ТГУ в пилотный проект изначально вошли 13 программ, в этом году список пополнился: теперь это 36 программ высшего и специализированного высшего (магистратура) образования. Руководители программ активно включились в работу по обсуждению и внедрению нововведений, имеющих концептуальное и стратегическое значение для всей системы образования страны.

О ключевых моментах, которые отличают новую модель высшего образования, на сессии рассказала заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования Елена Суханова.
«Уходит идея многоуровневости как обязательной характеристики университетского образования, важнее становятся гибкость и междисциплинарность. Появилась вариативность сроков обучения: полноценное высшее образование студент может получить за 4-5-6 лет, в зависимости от программы и от его собственных амбиций. Основное высшее образование гарантирует, что выпускник готов к рабочему месту — и к актуальному, и к тому, которое может появиться в будущем: такой выпускник может сам себя запустить в процесс профессионального развития. Специализированное высшее (магистратура) становится самостоятельным уровнем образования, реализовывать который смогут не все вузы», — отметила Елена Суханова.
Образовательные программы Томский госуниверситет предлагает выстраивать на основе Национальной рамки квалификаций. Это позволяет ранжировать сроки обучения в соответствии с заданными характеристиками сложности деятельности, наукоемкости и широты ответственности выпускника. По многим новым профессиям квалификационных рамок пока еще не создано, и обсуждая их с лидерами той или иной отрасли (например, как финтех, химпром), университет выходит в экосистемные отношения с рынком труда.

Об основных изменениях в пилотных образовательных программах ТГУ участникам сессии «Переход к новой модели высшего образования» рассказала Марина Отт, начальник отдела сопровождения инновационных образовательных проектов ИО ТГУ.
«Изменения коснулись и содержания, и формы, и условий реализации программ. Здесь и усиление практикоориентированности, и взаимодействие с партнерами по реальным кейсам, и расширение проектной деятельности. Изменяются и формы итоговой аттестации, больше внимания уделяется построению индивидуальных треков. Создается образовательная среда, чтобы студенты могли собирать компетентностный профиль. В 2023 году быстрый запуск пилотного проекта смог случиться благодаря опыту команд в Лиге РОП. Сейчас изменения, происходящие в программах, сопровождает Институт образования ТГУ, однако важно отметить, что в университете уже сформировалось сильное экспертное сообщество, внутри которого мы и обсуждаем сложные вопросы пилотного проекта», — подчеркнула Марина Отт.
Обновления программ базового высшего образования (бывшего бакалавриата) на примере программ ТГУ были представлены в докладе Марины Отт, а о новинках магистратуры говорили сами руководители образовательных программ.

Доцент ФилФ Анна Шевчик рассказала о профессиональной магистратуре «Юридическая лингвистика». Эта годичная программа построена в формате мастерской: студенты проходят обучение на реальных кейсах, разбирая их под руководством опытных наставников.

Доцент ФЖ Василий Вершинин представил магистерскую программу «Цифровой медиамаркетинг», где студенты в течение года работают с настоящими заказчиками в формате коммуникационного агентства.
Среди вопросов, заинтересовавших слушателей площадки, были вопросы о месте аспирантуры в системе высшего образования и о том, чем от аспирантуры отличается исследовательская магистратура. В ходе дискуссии участники также затронули особенности и необходимость внедрения фундаментального ядра в университете. Эти темы и ряд других, связанных с переходом к новой системе высшего образования, в настоящее время активно обсуждаются на уровне Минобрнауки РФ при участии всех шести пилотных вузов.
Отдел сопровождения инновационных образовательных проектов Качество образования Мероприятия