Как изменится высшее образование в России в ближайшие годы и как оно может быть встроено в международную систему, рассказали эксперты Томского государственного университета на VI Международном форуме «Алтай-Азия 2024: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики».
Форум под патронатом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО прошел в Белокурихе 3-5 октября. Он собрал представителей топовых университетов России и стран Центральной Азии. Организатором форума выступил Алтайский государственный университет.
На торжественном открытии форума от имени Министерства науки и высшего образования России участников приветствовал в видеообращении Константин Могилевский. Заместитель министра отметил, что сегодня, когда перестраивается взаимодействие России со многими странами, университеты выступают мостом, формирующим прочные партнерские международные связи.
Форум под патронатом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО прошел в Белокурихе 3-5 октября. Он собрал представителей топовых университетов России и стран Центральной Азии. Организатором форума выступил Алтайский государственный университет.
На торжественном открытии форума от имени Министерства науки и высшего образования России участников приветствовал в видеообращении Константин Могилевский. Заместитель министра отметил, что сегодня, когда перестраивается взаимодействие России со многими странами, университеты выступают мостом, формирующим прочные партнерские международные связи.
В экспертной панели, открывающей форум, приняла участие заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова. Она ответила на вопрос о том, вокруг каких проблем сейчас идет самое горячее обсуждение в пилотном проекте по изменению уровней профессионального образования.
«Первая дискуссия — обсуждение вопроса о том, какое основание положить в выбор срока обучения. В ближайшие годы должна быть выстроена система, в которой будут четко указаны объективные основания для выбора сроков. Второй вопрос, который на пике обсуждения: что важнее сейчас — практикоориентированность или фундаментальность? Третья область дискуссий — попытка выявить ядро высшего образования. Пока идет пилотный эксперимент и нет решений для всех. Но есть еще время обсуждать, что должно быть в фундаменте высшего образования, что из этого определяется некоторым академическим содержанием, что профессиональным, а что социогуманитарным. В обсуждение важно включаться всем университетам, вне зависимости от ведомственной и страновой принадлежности», — отметила Елена Анатольевна.
На различных площадках форума представители ТГУ рассказывали об опыте университета как одного из участников пилотного проекта, а также о том, что уже сделано во всех шести «пилотах» в рамках реформирования системы ВО. Например, на сессии «Будущее высшего образования в РФ» команда Института образования ТГУ детально представила экспериментальные разработки, которые находятся сейчас на острие трансформационных задач:
- новые подходы к проектированию образовательных программ (Марина Отт, начальник отдела сопровождения инновационных образовательных проектов) ,
- требования к организации образовательной среды (Сергей Степанов, зам. директора ИО ТГУ по проектной деятельности),
- исследования психологического благополучия студентов (Анастасия Ларионова, научный сотрудник ИО),
- данные социологических исследований, выявивших проблемные зоны внедрения новой модели высшего образования (Мария Абрамова, директор Центра социологии образования ТГУ).
«Новая модель высшего образования, прежде всего, нацелена на то, что образовательные программы должны стать гибкими, необходим баланс между фундаментальной и практической подготовкой, в одной программе студент может получить несколько квалификаций. Модель нацелена на обеспечение ускоренного выхода на рынок труда. Для этого необходимо изменить взаимодействие с работодателем. Оно становится не разовым, а системным, работодатель принимает участие во всех этапах проектирования и реализации программы обучения студента. Это открывает возможности обучения на базе предприятий (как для студентов, так и для преподавателей), расширяет пул заказов от предприятий на студенческие проекты и исследования студентов (стимулирование студенческого технологического предпринимательства). То есть предприятие и университет становятся стратегическими партнерами в развитии человеческого ресурса региона и отрасли в целом». (Елена Суханова, «Новая модель высшего образования в российской федерации. Практика реализации пилотного проекта по изменению уровней высшего образования в ТГУ»).
Эксперты Института образования Анастасия Ларионова и Сергей Степанов на кейс-сессии «Цифровая дидактика» показали, как в ПИШ «Агробиотек» для подготовки будущих специалистов используются VR-технологии. В этой же сессии выступили коллеги из ТГУ: Мария Толстова, директор Центра «Нейротомск» ТГУ, выступила с докладом о том, как в Томске используют нейротехнологии для образовании, а заведующий научно-исследовательской лабораторией прикладного анализа больших данных ТГУ Вячеслав Гойко говорил о роли данных в проектировании образовательных программ и о платформе «Роснавык».
Елена Суханова также приняла участие в VI Съезде ассоциации азиатских университетов, где собравшиеся представители вузов разных стран обсудили, в том числе, международный аспект трансформации российской системы высшего образования.
Обсуждение этих тем будет продолжено на III Томском форуме «Преобразование образования», который в этом году также получил статус международного. Форум пройдет в ТГУ 7-9 ноября 2024 года.