Новости

Эксперты ИО ТГУ на семинаре ФИП рассказали о внедрении в университете педпрофиля

20 июня представители федеральных инновационных площадок образовательных организаций встретились на вебинаре «Формирование и развитие сети ФИП как части инновационной инфраструктуры в системе образования. Актуальные вопросы и практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта».
Федеральные инновационные площадки, подведомственные Минобрнауки РФ, формируются на базе образовательных организаций и их объединений, реализующих инновационные проекты или программы, которые способствуют развитию и модернизации системы образования. На 2024 год сформировано 133 ФИП на базе организаций общего, среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. (Приказ Минобрнауки РФ)

Федеральная инновационная площадка Томского государственного университета работает над моделью развития педагогического образования в классическом университете на основе экосистемного подхода с 2021 года. Руководителем площадки выступает директор Института образования ТГУ Елена Суханова.
Возможность для развития российского образования команда ИО ТГУ увидела в слиянии ресурсов классического университета и организаций, занимающихся подготовкой педагогов. Институт выступает оператором профессиональной коммуникации и кооперации, формируя единую образовательную экосистему в Томской области. Это, в свою очередь, должно привести к ускорению порождения и использования инноваций в региональной системе образования.

Опыт работы ФИП ТГУ представили на вебинаре сотрудники ИО ТГУ Надежда Муха и Полина Скидан в докладе «Педагогический профиль для студентов непедагогических специальностей: опыт подготовки студенческих педагогических команд для работы со школьниками в классическом университете».
«Основное отличие людей, преподающих в школе и окончивших педвуз, от людей, окончивших классический университет, состоит в том, что саму дисциплину в классическом университете преподают гораздо шире, уделяя меньшее внимание педагогическим направлениям. Наш педпрофиль направлен на то, чтобы сделать из людей, углубленно изучающих, например, математику, хороших педагогов. Мы рассказали о том, как это происходит у нас в ТГУ: про систему сотрудничества с фундаментальными факультетами, студенты которых могут «заходить» в Институт образования на программы переподготовки и получить вместе с дипломом дополнительную педагогическую квалификацию», — пояснила директор учебного офиса ИО ТГУ Полина Скидан.
Докладчики отметили, что программа педагогического профиля предполагается как сборная. Факультеты могут вводить в свою программу отдельные модули: например, отказаться от практики и предоставить студентам возможность проходить ее факультативно. Сейчас в рамках педпрофиля с Институтом образования ТГУ сотрудничают механико-математический факультет и Институт искусств и культуры. Мехмат работает над внедрением исследовательского, педагогического и проектных треков для своей пилотной программы, а в ИИК начнут преподавать педагогику уже этой осенью.

Студенты, обучающиеся на программе, погружаются в профессию через различные современные образовательные технологии, которые они осваивают на практике. Выпускник, окончивший педпрофиль, сможет не только преподавать предмет в школе, но и реализовывать программы дополнительного образования, сопровождать проектно-исследовательскую деятельность, а также организовывать мероприятия — совместную деятельность школьников, студентов и представителей отрасли. Такой педагог ставит перед собой задачу вовлечения учеников в стратегические направления развития региона.
«Наша модель предполагает практический компонент во главе: мы организуем педагогическую практику на тех образовательных активностях, которые проводят наши подразделения — Центр компетенций ТГУ, тьюторская служба ТГУ, Центр развития современных компетенций ТГУ. Через практику — мотивирующие форматы приобщения к науке, пробные форматы, пробно-поисковое действие, исследования, проекты, встречи с работодателями, обозначение поля возможных перспектив — будущие педагоги могут почувствовать вкус педагогического взаимодействия с детьми, «врасти» в эту профессию и сделать собственные пробы. И уже после практики теория будет разворачиваться как ответы на их вопросы, запросы и проблемы», — рассказала эксперт ИО ТГУ Надежда Муха.
Эксперт также добавила, что успешная реализация проекта педагогического профиля в перспективе позволит создать на ее основе программу педагогической микроквалификации, которой смогут воспользоваться и другие вузы. Благодаря возможности встраивания педагогического образования в классическое, люди смогут выбирать возможные треки своего профессионального развития, не исключая педагогический.

Помимо программы педпрофиля для студентов непедагогических специальностей в рамках федеральной инновационной площадки ТГУ были разработаны сетевые программы ДПО для педагогов в проекте «Содействие занятости» и магистерская программа по управлению образованием на основе сетевого взаимодействия с ТГПУ. Также с 2022 года в Институте образования ТГУ реализуется педагогический бакалавриат «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности», наработки которого используются в том числе в программе педпрофиля.

Скачать презентацию к докладу «Педагогический профиль для студентов непедагогических специальностей: опыт подготовки студенческих педагогических команд для работы со школьниками в классическом университете» можно по ссылке.
Текст: Юлия Ермальчук
Модель развития педагогического образования