Институт образования Томского государственного университета в 2024 году открывает новую магистерскую программу «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании». В магистратуре каждый студент сможет участвовать в прикладных исследованиях. Это позволит обучающимся не только сформировать исследовательские навыки и компетенции, но и сразу включиться в профессиональное сообщество, а также получить возможность трудоустройства еще в процессе учебы.
Сотрудники Института образования провели два вебинара для абитуриентов: на первом будущим магистрантам рассказали о том, чем занимаются аналитики образования и какие карьерные траектории возможны для таких специалистов, а на втором — углубились в устройство программы и нюансы обучения.
В статье собрали ответы на самые популярные вопросы от абитуриентов:
— В каком формате проходит обучение и сколько бюджетных мест?
Магистерская программа длится 2 года, формат обучения очный. Предусмотрено 12 бюджетных мест. Стоимость обучения для граждан РФ и СНГ составит 179 тыс. руб., для иностранцев — 224 тыс. руб.
— Какое содержание заложено в новую программу? Зачем сейчас заниматься исследованиями образовательной сферы?
Сотрудники Института образования провели два вебинара для абитуриентов: на первом будущим магистрантам рассказали о том, чем занимаются аналитики образования и какие карьерные траектории возможны для таких специалистов, а на втором — углубились в устройство программы и нюансы обучения.
В статье собрали ответы на самые популярные вопросы от абитуриентов:
— В каком формате проходит обучение и сколько бюджетных мест?
Магистерская программа длится 2 года, формат обучения очный. Предусмотрено 12 бюджетных мест. Стоимость обучения для граждан РФ и СНГ составит 179 тыс. руб., для иностранцев — 224 тыс. руб.
— Какое содержание заложено в новую программу? Зачем сейчас заниматься исследованиями образовательной сферы?
Отвечает Мария Абрамова, директор Центра социологии образования ТГУ, руководитель магистерской программы «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании»:
«Образование сейчас претерпевает огромное количество изменений: от дошкольного уровня до высшего. Эти изменения обусловлены целым рядом причин и имеют свои особенности, векторы и решения. Все это требует осмысления. Сейчас очень не хватает людей, готовых заниматься исследованиями в этой сфере. И поэтому, чтобы не откладывать решение этого вопроса в долгий ящик, мы планируем выстроить образовательный процесс так, чтобы он «крутился» вокруг реальных исследовательских проектов. То есть человек, который поступает в магистратуру, сразу будет включаться в работающие исследовательские команды. Сначала участвуя в качестве наблюдателя, потом выполняя небольшие задачи, а дальше, может быть, становясь уже ведущим сотрудником в этих проектах.
На программе мы будем учить не глобальной, фундаментальной науке, а, прежде всего, прикладным исследованиям, которые будут связывать концепции, базовые теории, идеи, которые в науке уже получены, и тех самых практиков. Мы хотим основываться на доказательном образовании. Очень часто мы видим, что разные педагоги, управленцы, решают или применяют что-либо, просто исходя из того, как они привыкли, как их учили и как им кажется.
Доказательное образование — это образование, которое основано на тех техниках и технологиях, которые научно обоснованы. И мы видим, что сейчас есть потребность в таком знании. Поэтому мы решили учить исследователей, которые, с одной стороны, будут понимать науку, а с другой стороны, будут уметь общаться с практиками, видеть проблемы, которые требуется решать и проводить для них исследования».
— Где и кем смогут работать выпускники магистерской программы «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании»?
Отвечает Мария Абрамова:
«Прежде чем решиться на запуск программы, мы изучали разные вакансии и предложения, которые есть на рынке труда. Программа магистратуры строится таким образом, чтобы выпускник по итогу обладал всеми нужными компетенциями, которых от него ожидают. На выходе он может стать аналитиком, исследователем, экспертом в области образования, или же построить узконаучную карьеру и пойти в аспирантуру.
Карьеру в сфере исследования образования или в сфере аналитики можно построить в том числе в государственных университетах. Обычно в ведущих вузах есть подразделения, которые изучают, что происходит внутри со студентами и преподавателями. Это могут быть IR-офисы (офисы институциональных исследований), центры внутреннего мониторинга: будь то центры учебной аналитики или центры менеджмента качества образования. Другое направление — это корпоративные университеты, частные вузы или университеты, работающие при крупных организациях. Им также нужны аналитики, которые обеспечат развитие их сотрудников для дальнейшего повышения их квалификации.
Также аналитики образования нужны в EdTech компаниях, таких как «СберОбразование», Skillbox, «Сотка», «Яндекс Крауд: Бэк-офис» и др. Позиции, на которые требуются сотрудники, могут называться по-разному: аналитик в отдел продаж, исследователь или руководитель исследовательского отдела. Еще одно направление, которое некоторые исследователи выбирают для себя как базовое, — это гранты и государственные задания на научно-исследовательскую или образовательную деятельность.
В рамках обучения, как мы уже говорили, студенты будут включаться в реальные проекты нашего Института. Соответственно, здесь тоже возникает возможность для трудоустройства, не обязательно только на время обучения или ведения проекта».
— В каких проектах будут участвовать студенты на программе?
Отвечает Анастасия Ларионова, доцент кафедры генетической и клинической психологии ФП ТГУ, старший научный сотрудник ИО ТГУ:
«Одно из новых направлений для нашего университета, к которому можно присоединиться, — нейроисследования. В Центре нейронаук ТГУ есть несколько треков, в том числе и нейронауки об образовании. Если сравнить опыт российских и зарубежных коллег, которые занимаются такими исследованиями, то можно сказать, что мы в России находимся у самого начала, у самых истоков исследований этих тем. Нейронауки в образовании позволяют исследовать особенности, например, оптимизации среды обучения, дают информацию о том, как обустроить учебную комнату или с какого времени и каким знаниям необходимо обучать ребенка или студента».
Отвечает Мария Абрамова:
«Еще одно направление исследований, тоже относительно новое для университета — это большие данные (Big Data). В нашем университете существует отдельная лаборатория прикладного анализа больших данных, и мы также сотрудничаем с ними в ряде исследовательских проектов. Также мы можем и должны изучать, как искусственный интеллект входит в сферу образования: какие здесь есть сложности и трудности, этические вопросы, как с его помощью можно облегчить труд преподавателя или учителя и т.д
Есть исследования, связанные с использованием VR-технологий в обучении, прежде всего в сферах агробиотеха и инженерного образования; исследования, связанные с вовлечением школьников в науку; проект о психологическом благополучии студентов, который проводится совместно с Высшей школой экономики. Это только небольшое количество исследований, на которых Институт образования ТГУ сосредотачивает свой интерес. Потенциально во все эти проекты можно включиться».
— Как устроена учебная программа? Будет ли возможность совмещать ее с работой?
Отвечает Дарья Мамизерова, специалист по учебно-методической работе, преподаватель ИО ТГУ:
«Мы постарались составить расписание таким образом, чтобы пары начинались с 16:35 и первая половина дня была свободной под работу или прохождение практики. В основном пары будут проходить с 16:35 до 20:00. Но будет пара дней, когда занятия будут начинаться раньше, потому что не все дисциплины получается вместить в эти окна. Обучение у нас очное, в онлайн-формате будут проходить только пары по академическому чтению и письму на английском языке, потому что преподаватель сейчас находится в другой стране. В программе запланировано много практики, количество которой будет увеличиваться с каждым семестром — более 1 500 академических часов за все обучение. Выходную ВКР студенты смогут написать, опираясь как раз на исследования и проекты Института, с которыми будут работать в процессе учебы».
Отвечает Мария Абрамова:
«На программе предусмотрено тьюторское сопровождение. Навигация — одна из обязательных частей программы, это будет отдельный предмет, который будет проходить раз в неделю. В зависимости от периода и состояния группы, тематика тьюториалов будет меняться. Например, в начале обучения студенты будут знакомиться с Институтом, экспертами, практиками и исследователями сферы образования, а к концу выпуска мы больше будем говорить о карьере.
На первом курсе студенты будут осваивать обязательные для всех дисциплины: методологию, анализ данных, концепции образования и т.д. На втором году обучения появятся курсы по выбору для углубленного изучения управления, методов нейронаук, психологии, социологии и т.п. Каждый студент сможет выбрать свою траекторию. Подробнее со структурой программы можно ознакомиться на сайте (https://io.tsu.ru/researcher-of-education)».
— Какие навыки получат магистранты?
Отвечает Мария Абрамова:
«В большинстве наук сейчас тренд на командную работу и междисциплинарность. Студенты будут развивать очень важный навык командной работы, работая в группах, а также научатся правильно искать литературу. Можно просто «погуглить», а можно понимать, в каких базах необходимо искать и овладеть языком для поиска запросов.
Вообще навыки ученого пригодятся не только в работе, но и в жизни. В первую очередь это всё, что связано с мышлением. Наука — сфера специфическая и довольно сложная. Поэтому в ней развивается аналитическое, критическое и системное мышление. И, как мне кажется, сегодня это один из базовых навыков, который очень важен в современном мире. Учеба в магистратуре — это возможность «прокачаться» в какой-то конкретной области, стать экспертом. Научная и исследовательская деятельность действительно дает человеку новый взгляд на мир, новые шансы, возможность коммуницировать с самыми интересными людьми».
— Кто может поступить в магистратуру «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании»?
Отвечает Мария Абрамова:
«В рамках программы мы будем работать с междисциплинарными исследованиями, поэтому, неважно, были ли вы историками, социологами, психологами или философами. Если вы хоть немного занимались исследованиями, например, в рамках тех же курсовых работ, а тем более, если у вас есть опыт участия в конференциях, и вы примерно представляете, как это устроено, мне кажется, это отличный опыт, чтобы прокачать эти навыки».
Вступительные испытания состоят из двух базовых этапов — это конкурс портфолио и собеседование по профилю программы. Портфолио включает в себя все необходимые для поступления документы, а также документы, подтверждающие ваши достижения, и мотивационное письмо. Подробнее со списком необходимых документов можно ознакомиться в программе вступительных испытаний. Вторая часть — собеседование — проходит в онлайн-формате. Цель собеседования: познакомиться с поступающим и, при необходимости, задать уточняющие вопросы относительно портфолио.
В 2024 году вступительные испытания проходят в две волны: можно прислать свое портфолио до 19 июля 17:00, либо до 8 августа 17:00. После абитуриент будет приглашен на собеседование.
В 2024 году вступительные испытания проходят в две волны: можно прислать свое портфолио до 19 июля 17:00, либо до 8 августа 17:00. После абитуриент будет приглашен на собеседование.
По всем вопросам о магистерской программе «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании» можно связаться с менеджером программы Дарьей Мамизеровой по телефону +7 961 892-01-96.