В Томском государственном университете накануне Дня преподавателя высшей школы стартовал Второй томский форум «Преобразование образования». В нем в очном и дистанционном формате принимают участие более 600 человек. Представители российских образовательных организаций будут обсуждать управленческие стратегии и экспериментальные практики формирования новых контуров российской системы образования.
Главной темой форума в 2023 году стал пилотный проект Минобрнауки РФ по изменению уровней профессионального образования и то, как эта трансформация изменяет роль университетов в решении национальных задач развития. ТГУ — один из шести вузов – участников этого проекта, и он выстраивает собственную, новую модель высшего образования, ориентируясь на национальную рамку профессиональных квалификаций.
Открыла форум пленарная экспертная панель «Трансформация высшего образования. Контексты, значимые направления, ключевые ставки». Прежде чем участники панели перешли к работе, контекст обсуждения задал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, подключившийся к площадке онлайн.
Главной темой форума в 2023 году стал пилотный проект Минобрнауки РФ по изменению уровней профессионального образования и то, как эта трансформация изменяет роль университетов в решении национальных задач развития. ТГУ — один из шести вузов – участников этого проекта, и он выстраивает собственную, новую модель высшего образования, ориентируясь на национальную рамку профессиональных квалификаций.
Открыла форум пленарная экспертная панель «Трансформация высшего образования. Контексты, значимые направления, ключевые ставки». Прежде чем участники панели перешли к работе, контекст обсуждения задал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, подключившийся к площадке онлайн.
— На текущем этапе требуют обсуждения три задачи, равно значимые для высшего образования. Первая задача — подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и перспективные рынки труда. Вторая задача — формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне. И третья задача — обеспечение технологического лидерства, или суверенитета страны. Надеюсь, в рамках форума профессиональному сообществу удастся поразмышлять над этими задачами и, возможно, предложить какие-то варианты решения, — сказал Валерий Фальков.
На открытии форума заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова отметила, что томские университеты — драйверы развития федеральной и региональной научно-технологической повестки.
— То, что Томский государственный университет в числе ключевых вузов страны принимает участие в эксперименте по изменению системы подготовки кадров в высшем образовании, доказывает это, — обратила внимание Людмила Огородова. — «Преобразование образования» — это не просто название конференции, а целевая программная установка всех участников образовательной и научно-технологической экосистемы региона. От того, насколько к бережно и эффективно мы сможем подобрать механизм трансформации высшего образования в стране, зависит многое: темпы технологического лидерства России, ее научно-технологический суверенитет, а в конечном счете — качество жизни и благосостояние российских граждан.
Также на экспертной панели выступили ректор ТГУ Эдуард Галажинский, ректор МАИ Михаил Погосян, ректор МИСиС Алевтина Черникова, ректор МПГУ Алексей Лубков, проректор БФУ им. И. Канта Ирина Фильченкова, а также заместитель председателя СПКФР и член правления РСПП Диана Маштакеева.
— Сегодня мы хорошо понимаем, что работодатели не удовлетворены качеством образования. И поэтому пришло время настроить университеты на логику развития экономики. Но при этом важно не потерять связь с фундаментальностью. Профессиональному сообществу представлен уникальный шанс спроектировать в ближайшие годы систему высшего образования, в которой нам предстоит жить. Это время не только на обсуждения, хотя и они очень важны, но и на эксперименты, которые позволят выявить лучшие практики, — подчеркнул ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Записи экспертной панели и основных площадок форума доступны на канале Института образования ТГУ: https://www.youtube.com/@iotsuedu
— В пилотном проекте вузы экспериментируют с вариативными сроками обучения и вариативными результатами. Новым для системы является то, что университетами создаются условия для ускоренного выхода на рынок труда. Одно из значимых текущих преобразований — это задача по подготовке молодых людей к успешной деятельности в становящихся индустриях, рынках будущего, в отраслях, в которых система деятельности еще только складывается. Какие условия должны быть созданы в системе высшего, да и не только высшего образования, чтобы качественно реализовать эту задачу? Какие практики уже сегодня существуют в образовательных организациях? Эти вопросы мы будем обсуждать на площадках форума «Преобразование образования», — сказала заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова.
В продолжение работы площадки ректоры вузов – участников проекта по совершенствованию системы высшего образования представили модели пилотных образовательных программ.
Тему пилотных программ продолжили кейс-лаборатории «Экспериментальные программы университетов-участников пилотного проекта», где об особенностях проектирования и реализации программ рассказали сами разработчики и преподаватели.
В следующие дни форума на экспертных панелях представители российских университетов обсудили концепты, модели и инструменты, которые продуктивно использовать в качестве ресурсов трансформации образования. Отдельные дискуссии были посвящены механизмам независимой оценки квалификации в новой модели высшего образования, цифровым решениям в образовании, а также потенциалу микростепеней и микроквалификаций.
В третий день, 18 ноября, мероприятия были сфокусированы на управлении трансформацией: участники проанализируют условия, ограничения и риски проектов институциональных изменений.
Параллельно базовой программе форума «Преобразование образования» прошла Междисциплинарная школа молодых исследователей образования, в которой приняли участие 40 студентов из 7 российских вузов — социологи, антропологи, философы, психологи, айтишники. Цель школы — личное самоопределение студентов в образовании как исследовательском поле, формирование активного сообщества исследователей образования.
Тему пилотных программ продолжили кейс-лаборатории «Экспериментальные программы университетов-участников пилотного проекта», где об особенностях проектирования и реализации программ рассказали сами разработчики и преподаватели.
В следующие дни форума на экспертных панелях представители российских университетов обсудили концепты, модели и инструменты, которые продуктивно использовать в качестве ресурсов трансформации образования. Отдельные дискуссии были посвящены механизмам независимой оценки квалификации в новой модели высшего образования, цифровым решениям в образовании, а также потенциалу микростепеней и микроквалификаций.
В третий день, 18 ноября, мероприятия были сфокусированы на управлении трансформацией: участники проанализируют условия, ограничения и риски проектов институциональных изменений.
Параллельно базовой программе форума «Преобразование образования» прошла Междисциплинарная школа молодых исследователей образования, в которой приняли участие 40 студентов из 7 российских вузов — социологи, антропологи, философы, психологи, айтишники. Цель школы — личное самоопределение студентов в образовании как исследовательском поле, формирование активного сообщества исследователей образования.