Новости

Зеркальная лаборатория ТГУ и НИУ ВШЭ изучит уязвимые группы студентов

Проект Томского государственного университета и Высшей школы экономики, посвященный исследованиям образовательной успешности студентов студентов, продлен до 2026 года.

Такое решение приняла комиссия НИУ ВШЭ после оценки результатов деятельности научного коллектива, в течение трех лет работающего над совместным проектом. Соглашение о научном сотрудничестве между ТГУ и Высшей школой экономики подписано в 2021 году по результатам второго открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ».

Зеркальная лаборатория объединила три подразделения ТГУ (Центр социологии образования, Центр прикладного анализа больших данных и Институт дистанционного образования) и Институт образования НИУ ВШЭ для изучения факторов, влияющих на образовательную успешность студентов российских университетов.
— В 2021 году мы с коллегами из Института образования ВШЭ поняли, что хотим вместе изучать такую тему как образовательная успешность. Мы решили выявить, что помогает этой успешности, и, напротив, какие есть в этом плане уязвимые группы студентов. По нашим совместным исследованиям вышло несколько публикаций, еще часть материалов готовятся к печати, — рассказала директор Центра социологии образования Института образования ТГУ Мария Абрамова.
В период с 2021 по 2023 год зеркальная лаборатория работала над выявлением различных факторов, влияющих на успешность студента. Причем под успешностью понимается не только хорошая успеваемость студента, но и его удовлетворенность учебным процессом, психологическое благополучие и желание продолжать обучение.

Во время исследований выяснилось, к примеру, что участие во внеучебной деятельности — научной, спортивной или творческой — повышает успеваемость обучающегося. А возможность самостоятельно выбирать образовательные курсы из представленных в вузе положительно влияет на удовлетворенность студента учебным процессом.

Существуют и факторы, снижающие успешность. Например, дистанционное образование, как правило, не связано с ухудшением психологического благополучия обучающихся, а вот смешанный формат обучения влияет на него негативно.

Осенью 2023 года объединенный коллектив из ТГУ и ВШЭ подал заявку на продление проекта. И в начале декабря комиссия вынесла позитивное решение о продолжении работы зеркальной лаборатории до 2026 года. На новом этапе исследователи решили сфокусироваться на базовом условии образовательной успешности — психологическом благополучии студентов.

В ближайшие годы особое внимание зеркальной лаборатории будет уделено уязвимым группам студентов. На основе опросов, а также административных данных выделено четыре таких группы: это иностранцы, первокурсники, иногородние студенты и студенты из семей с невысоким социально-экономическим статусом.
— Мы установили, что довольно большое количество студентов находится под риском депрессии и их психологическое благополучие не является стабильным. По нашим исследованиям 2021 года можно сделать вывод, что только четверть студентов не испытывают таких проблем, то есть у них нет рисков депрессии и возможность ее наступления минимальна. Но у 40 % учащихся университетов такие риски высоки, и это важно учитывать. В проекте зеркальной лаборатории задействованы эксперты с психологическим образованием и теперь их станет больше, чтобы мы могли плотнее заняться этим направлением, — отметила Мария Абрамова.
Исследования проходят в рамках проекта «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Центр социологии образования Качество образования Исследования Проекты Зеркальная лаборатория