16 ноября 2023 года форум «Преобразование образования» в ТГУ открылся установочным выступлением Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.
Стенограмма выступления:
Вы все хорошо знаете, что в начале этого года в послании Федеральному собранию, президент озвучил ряд концептуальных предложений по обновлению системы высшего образования. При этом рамка была определена с учётом сохранения всего лучшего, что было в советское время, и опыта последних десятилетий. Опыт это богатый, накоплено много. Понятно, что такая постановка вопроса в общем-то ставит перед нами сложную задачу: посмотреть и переосмыслить все основания системы высшего образования. И пройтись по всем сложным вопросам, которые накопились за эти годы.
Я хотел бы анонсировать, что 27 ноября в Сириусе будет проведен большой семинар-совещание, посвященный обобщению всех наработок, полученных с разных площадок, которые работали в течение этого года. Всё, что вы с 16 по 18 ноября наработаете, было бы неплохо, чтобы кто-то обобщил и представил 27-го на встрече.
Какие задачи система высшего образования России решает на текущем этапе? Этот вопрос при всей кажущейся простоте не такой уж простой. Если посмотреть мировой опыт систем высшего образования, то каждая из них решает свои задачи. И далеко не очевидно, что можно что-то взять и позаимствовать. Например, в таких странах как Индия или Бразилия система высшего образования направлена на снижение безграмотности и социальной поддержки отдельных групп населения. Германия же решает другую задачу, её система образования направлена на обеспечение однородности условий для высокой жизни населения. Система Китая нацелена на обеспечение командных высот в экономике и технологиях. И так далее. Таким образом, система высшего образования должна соотноситься с определенным историческим этапом развития страны, с теми задачами, которые стоят перед экономикой, с геополитическими вызовами.
Я бы хотел предложить для обсуждения на текущем этапе как минимум три задачи, взаимоувязанных и равновеликих для системы высшего образования. Может быть, все три нужно брать одновременно, но тогда надо понимать, не являются ли они взаимоисключающими. Может быть, нужно сосредоточиться на одной или двух из этих задач. Это вопрос, который нужно обсудить.
1. Задача подготовки специалистов
Она, на мой взгляд, не менялась, но её можно сформулировать по-иному. Базовая задача любого университета и системы высшего образования в целом – это взаимодействие с рынком труда, подготовка кадров для рынка труда. Достаточно банальная формулировка. Но сейчас сделан другой акцент: подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и ПЕРСПЕКТИВНЫЕ потребности рынка труда. Такая постановка уже по-другому позволяет взглянуть на университеты и их организацию. Подготовка кадров под текущие потребности рынка труда – это делают все университеты. Здесь можно и нужно много ещё размышлять. Например, вопросы, связанные с трудоустройством, включенностью работодателя в образовательную деятельность, гибкость образовательных программ и так далее. Всё, что касается сближения рынка труда и системы высшего образования.
Касаемо подготовки кадров под перспективные потребности рынка труда. Хороший университет должен работать в двух регистрах. Он должен одновременно готовить под существующий рынок труда. Но задача технологического развития подразумевает рост производительности труда, развитие новых технологий. Лучшие и ведущие университеты должны ставить перед собой задачу подготовки специалистов под перспективный рынок труда. Это задача чрезвычайно сложная. В существующих ограничениях такую работу провести вряд ли будет возможно, следовательно, нужно дать максимальную университетскую автономию части университетов, чтобы они с минимальным наличием стандартов, при хорошем ресурсном обеспечении и тесной связке с лидерами индустрий попробовали часть выпускников школ или тех, кто уже имеет образование, готовить под индустрию, которая будет через 5-7 лет. Кажется, что при такой постановке вопроса можно выделить отдельный ряд образовательных программ, предусмотреть отдельный трек для ресурсного их обеспечения. И тут важно взаимодействие с рынком индустрии и социальной сферы, которые могут заглянуть за горизонт, чтобы сказать нам, каким будет рынок труда через 10 лет. Сложно мыслить даже в горизонте 2-3 лет. Поэтому подготовка специалистов с горизонтом 10 лет — это высший пилотаж. Только ведущие вузы могут себе это позволить.
Возможно этой развилки не существует, но в нашем представлении должно быть два типа образовательных программ. Масса, 95-98 % ОП, работают под текущие потребности рынка труда, а небольшая часть (в особом режиме) — под перспективные его потребности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Наши передовые инженерные школы — это как раз прообраз того, чтобы дать максимальную свободу университетам и соединить их с лучшими компаниями, чтобы они готовили новые кадры по совершенно новым стандартам. Чтобы в этом процессе произошел переход от инженерного образования, которое есть, к тому, которое должно быть. Пока это лишь своего рода эксперимент, но, если мы сможем систему высшего образования спроектировать таким образом, чтобы она работала в двух регистрах, мне кажется, экономика скажет нам спасибо.
2. Задача формирования ценностей
Вторая задача, которая всегда стояла перед любой системой образования. Это задача связана с самой сущностью университета в независимости от континента и страны. Эту задачу по-разному формулируют. Это задача, которая сегодня очень часто соотносится с понятием воспитания. Об этом говорили все классики, которые занимались миссией университета. Это всё, что связано с формированием мировоззрения у студента. Я бы задачу сформулировал так: формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне. Эта задача чрезвычайно важна для системы высшего образования. Наверняка коллеги, кто работает в университетах, уже заметили, что все больше внимания мы этому уделяем. Необходимо сформулировать эту задачу через общее и частное. Как правило, мы эту задачу формулируем для университета, университетов, но необходимо ставить ее для системы высшего образования в целом. Здесь сфера приложения интеллектуальных усилий. Стоит об этом подумать. Мы будем говорить об этом 27-го в Сочи.
3. Задача обеспечения технологического лидерства страны
Относительно новая задача. На разного рода площадках последние лет 15 об этом так или иначе говорили. Но отчетливо, на государственном уровне, как задача для системы высшего образования и для каждого отдельного университета она никогда не формулировалась: обеспечение технологического лидерства страны, обеспечение технологического суверенитета. Эта задача, если она будет поставлена, сформулирована и принята сообществом, то повлечет за собой тектонические сдвиги по вопросу того, каким должен быть университет.
Университеты мыслят себя как специальные интеллектуальные учреждения, которые готовят кадры, передают культурный код, воспитывают. А вот участие в научно-технологическом развитии в полном смысле этого слова — это задает другие требования системе и каждому отдельно взятому университету. Во-первых, это акцент не только на исследования, но на умение внедрять технологии, по-другому взаимодействовать с бизнесом. Университетское образование в этой связи должно претерпеть очень серьёзную трансформацию. Поскольку студент, который готов под рабочее место и ориентирован под обеспечение сложной технологии, – это один студент. А студент, который подготовлен и ориентирован на созидание, на творчество, на вызов, на то, что ещё никто не совершил в нашей стране – создание новой технологии, которая превосходит подобные технологии в мире, — это уже другой студент и другое обучение. Многим университетам это вообще не под силу. Но сама постановка вопроса создает совершенно другую рамку требований системе высшего образования.
Вот те три задачи, о которых я попросил бы вас поразмышлять. Было бы неплохо получить от вас обратную связь. Кроме того, весьма актуальными являются вопросы о принципах.
Очевидно, что принципы тоже нуждаются в корректировке. Принципы в целом для системы образования сформулированы в федеральном законе «Об образовании». Я считаю, было бы неплохо поразмышлять о системе принципов для системы именно высшего образования. Особенно с учетом беспрецедентных геополитических вызовов. Я бы предложил подумать, как минимум о пяти принципах, которые нужно и можно использовать:
1. Принцип открытости системы высшего образования.
Открытость имеет глобальное и национальное измерение. В глобальном или международном измерении открытость подразумевает понятность и привлекательность для талантов со всего мира, для компаний, для тех, кто учувствует в развитии экономики. Система высшего образования должна быть построена таким образом, чтобы иностранные студенты стремились в Россию. А передовые компании комфортно себя чувствовали в отношениях с университетами РФ. С другой стороны, открытость — это ещё и вопрос про тех, кто хочет получить высшее образование после школы. Здесь тоже большой пласт вопросов, несмотря на устоявшуюся практику поступления. Вижу, что тренд набирается, связанный с совершенствованием этих взаимоотношений – вузов и школ. В том числе совершенствованием системы, связанной с конкурсным отбором.
2. Принцип конкурентности.
Система высшего образования должна быть конкурентоспособна по отношению ко всем другим передовым системам в мире. Она должна понимать, что происходит, какие тренды, как развиваются другие системы, в чем их слабые и сильные стороны. И конечно, как система мы должны быть привлекательны и конкурентны. При этом внутри самой системы высшего образования ресурсы, которые имеются, не в коем случае не должны распределятся по принципу сословности или исторических заслуг. Исторические заслуги очень важны, но конкуренция должна присутствовать. Именно поэтому мы уделяем внимание «Приоритету 2030» и другим федеральным программам, где происходит публичный отбор.
3. Принцип фундаментальности.
Вопрос о новой фундаментальности – это большой серьёзный вопрос. Хотел бы свою гипотезу предложить. Фундаментальность — это не только наличие тех или иных дисциплин в ОП, которые формируют, например, фундаментальное инженерное или естественнонаучное образование. Современная фундаментальность, рискну предположить, это обязательное наличие в любой программе мягких и цифровых навыков. Хотелось бы получить обратную связь о том, можно ли так трактовать новую фундаментальность высшего образования в 21 веке. Кто-то предлагает включать сюда еще и управленческие навыки. Но я думаю, как минимум, мягкие и цифровые навыки вполне себе претендуют на формирование современной фундаментальности.
4. Принцип практичности.
То, что касается практичности, все вы знаете, это запрос и рынка труда, и экономики. И кстати сказать, один из очевидных маркёров современного этапа. Пожалуй, всё что связано с практикоориентированностью, практичностью, в полной мере сейчас отрабатывают пилотные программы.
Вместе с тем: как соединить фундаментальность и практичность, ведь одно исключает другое? Полностью фундаментальное образование готовит к жизни в неопределенности, в быстро меняющемся мире. Но это оторванность от рынка труда. Полностью практичное образование прекрасно готовит тебя к потребностям сегодняшнего дня, но делает уязвимым, когда учиться надо на протяжение всей жизни. Современное высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью навыков на рынке труда. Как это институализировать – для нас большой вызов.
5. Принцип технологического лидерства.
Связан с тем, что я говорил, когда обсуждал задачи. Но у него есть внутренний аспект. Технологичность, создание технологий университетами, умение создавать и внедрять – этот внутренний аспект делает актуальным этот принцип для всех университетов. Даже гуманитарные и социальные университеты при такой постановке вопроса не выпадают. Поскольку технологический университет близок к классическим университетам и университетам технического профиля, но что касается педагогических, гуманитарных и социальных, то они себя неуютно чувствуют, когда мы говорим о технологическом лидерстве. Так вот, принцип технологического лидерства и его истолкование как умение университетов создавать технологии и внедрять их не только в отрасли экономики, но и в социальную сферу сразу делает актуальным работу всех университетов. Спрос на социальные технологии ещё более великий, ещё более серьёзный, актуальный. Во всем мире и в России.
В завершение я бы хотел сформулировать задачу, связанную со специализированным высшим образованием. В «пилоте» актуально специализированное высшее образование, речь идет о магистратуре. Изначально магистратура задумывалась как особый уровень, который должен характеризоваться своей спецификой в части кадров, содержания и методологии. Но большинство экспертов признают, что у нас это скорее не получилось. Она выполняет скорее функцию продолженного высшего образования, необходимый прицеп к бакалавриату. К сожалению, такое восприятие присутствует у студентов, в обществе и у работодателя. При этом сама специализированная функция магистратур как углубленная форма подготовки в сфере исследования либо к работе в отрасли должным образом не получила своего развития. В контексте всех эти преобразований я бы хотел, чтобы в первую очередь «пилот» подумал об этом. Нам нужно сформулировать для магистратуры свою цель, свои задачи и провести необходимую модернизацию, чтобы она выполняла своё предназначение.
«Пилотам» стоит в ближайшее время подумать над обоими типами магистратур. Магистратуре первого типа, исследовательской, нужно подумать насчёт тесной связки с аспирантурой и делать интегрированные программы магистратуры-аспирантуры. Такой опыт имеется в мире и такой опыт есть в России. Я бы особенно советовал посмотреть на то, что с ужесточением требований к аспирантуре и защите кандидатской аспирантам требуется больше времени на защиту и выполнение квалификационных требований. Если мы посмотрим на 3 года в обучении в аспирантуре и даём не 1, а хотя бы 2 года на защиту после прохождения аспирантуры, то процент защит уже другой. Нужно подумать над тем, чтобы исследовательскую деятельность для увлеченных студентов начинать раньше, через связку с магистратурой. Тут речь полностью о бюджетном финансировании.
И вторая магистратура — это профессиональная магистратура, та, которая имеет прямых бенефициаров. В данном случае сама программа магистерская должна и софинансироваться потенциальными стейкхолдерами, и содержание ее должно максимально учитывать вовлеченность работодателя в такие магистратуры. Нужно рассчитывать на преподавателей из индустрии. Которых сегодня принципиально не хватает, на что жалуются студенты.
Стенограмма выступления:
Вы все хорошо знаете, что в начале этого года в послании Федеральному собранию, президент озвучил ряд концептуальных предложений по обновлению системы высшего образования. При этом рамка была определена с учётом сохранения всего лучшего, что было в советское время, и опыта последних десятилетий. Опыт это богатый, накоплено много. Понятно, что такая постановка вопроса в общем-то ставит перед нами сложную задачу: посмотреть и переосмыслить все основания системы высшего образования. И пройтись по всем сложным вопросам, которые накопились за эти годы.
Я хотел бы анонсировать, что 27 ноября в Сириусе будет проведен большой семинар-совещание, посвященный обобщению всех наработок, полученных с разных площадок, которые работали в течение этого года. Всё, что вы с 16 по 18 ноября наработаете, было бы неплохо, чтобы кто-то обобщил и представил 27-го на встрече.
Какие задачи система высшего образования России решает на текущем этапе? Этот вопрос при всей кажущейся простоте не такой уж простой. Если посмотреть мировой опыт систем высшего образования, то каждая из них решает свои задачи. И далеко не очевидно, что можно что-то взять и позаимствовать. Например, в таких странах как Индия или Бразилия система высшего образования направлена на снижение безграмотности и социальной поддержки отдельных групп населения. Германия же решает другую задачу, её система образования направлена на обеспечение однородности условий для высокой жизни населения. Система Китая нацелена на обеспечение командных высот в экономике и технологиях. И так далее. Таким образом, система высшего образования должна соотноситься с определенным историческим этапом развития страны, с теми задачами, которые стоят перед экономикой, с геополитическими вызовами.
Я бы хотел предложить для обсуждения на текущем этапе как минимум три задачи, взаимоувязанных и равновеликих для системы высшего образования. Может быть, все три нужно брать одновременно, но тогда надо понимать, не являются ли они взаимоисключающими. Может быть, нужно сосредоточиться на одной или двух из этих задач. Это вопрос, который нужно обсудить.
1. Задача подготовки специалистов
Она, на мой взгляд, не менялась, но её можно сформулировать по-иному. Базовая задача любого университета и системы высшего образования в целом – это взаимодействие с рынком труда, подготовка кадров для рынка труда. Достаточно банальная формулировка. Но сейчас сделан другой акцент: подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и ПЕРСПЕКТИВНЫЕ потребности рынка труда. Такая постановка уже по-другому позволяет взглянуть на университеты и их организацию. Подготовка кадров под текущие потребности рынка труда – это делают все университеты. Здесь можно и нужно много ещё размышлять. Например, вопросы, связанные с трудоустройством, включенностью работодателя в образовательную деятельность, гибкость образовательных программ и так далее. Всё, что касается сближения рынка труда и системы высшего образования.
Касаемо подготовки кадров под перспективные потребности рынка труда. Хороший университет должен работать в двух регистрах. Он должен одновременно готовить под существующий рынок труда. Но задача технологического развития подразумевает рост производительности труда, развитие новых технологий. Лучшие и ведущие университеты должны ставить перед собой задачу подготовки специалистов под перспективный рынок труда. Это задача чрезвычайно сложная. В существующих ограничениях такую работу провести вряд ли будет возможно, следовательно, нужно дать максимальную университетскую автономию части университетов, чтобы они с минимальным наличием стандартов, при хорошем ресурсном обеспечении и тесной связке с лидерами индустрий попробовали часть выпускников школ или тех, кто уже имеет образование, готовить под индустрию, которая будет через 5-7 лет. Кажется, что при такой постановке вопроса можно выделить отдельный ряд образовательных программ, предусмотреть отдельный трек для ресурсного их обеспечения. И тут важно взаимодействие с рынком индустрии и социальной сферы, которые могут заглянуть за горизонт, чтобы сказать нам, каким будет рынок труда через 10 лет. Сложно мыслить даже в горизонте 2-3 лет. Поэтому подготовка специалистов с горизонтом 10 лет — это высший пилотаж. Только ведущие вузы могут себе это позволить.
Возможно этой развилки не существует, но в нашем представлении должно быть два типа образовательных программ. Масса, 95-98 % ОП, работают под текущие потребности рынка труда, а небольшая часть (в особом режиме) — под перспективные его потребности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Наши передовые инженерные школы — это как раз прообраз того, чтобы дать максимальную свободу университетам и соединить их с лучшими компаниями, чтобы они готовили новые кадры по совершенно новым стандартам. Чтобы в этом процессе произошел переход от инженерного образования, которое есть, к тому, которое должно быть. Пока это лишь своего рода эксперимент, но, если мы сможем систему высшего образования спроектировать таким образом, чтобы она работала в двух регистрах, мне кажется, экономика скажет нам спасибо.
2. Задача формирования ценностей
Вторая задача, которая всегда стояла перед любой системой образования. Это задача связана с самой сущностью университета в независимости от континента и страны. Эту задачу по-разному формулируют. Это задача, которая сегодня очень часто соотносится с понятием воспитания. Об этом говорили все классики, которые занимались миссией университета. Это всё, что связано с формированием мировоззрения у студента. Я бы задачу сформулировал так: формирование национальной идентичности, обеспечение единства поколений на культурном и ценностном уровне. Эта задача чрезвычайно важна для системы высшего образования. Наверняка коллеги, кто работает в университетах, уже заметили, что все больше внимания мы этому уделяем. Необходимо сформулировать эту задачу через общее и частное. Как правило, мы эту задачу формулируем для университета, университетов, но необходимо ставить ее для системы высшего образования в целом. Здесь сфера приложения интеллектуальных усилий. Стоит об этом подумать. Мы будем говорить об этом 27-го в Сочи.
3. Задача обеспечения технологического лидерства страны
Относительно новая задача. На разного рода площадках последние лет 15 об этом так или иначе говорили. Но отчетливо, на государственном уровне, как задача для системы высшего образования и для каждого отдельного университета она никогда не формулировалась: обеспечение технологического лидерства страны, обеспечение технологического суверенитета. Эта задача, если она будет поставлена, сформулирована и принята сообществом, то повлечет за собой тектонические сдвиги по вопросу того, каким должен быть университет.
Университеты мыслят себя как специальные интеллектуальные учреждения, которые готовят кадры, передают культурный код, воспитывают. А вот участие в научно-технологическом развитии в полном смысле этого слова — это задает другие требования системе и каждому отдельно взятому университету. Во-первых, это акцент не только на исследования, но на умение внедрять технологии, по-другому взаимодействовать с бизнесом. Университетское образование в этой связи должно претерпеть очень серьёзную трансформацию. Поскольку студент, который готов под рабочее место и ориентирован под обеспечение сложной технологии, – это один студент. А студент, который подготовлен и ориентирован на созидание, на творчество, на вызов, на то, что ещё никто не совершил в нашей стране – создание новой технологии, которая превосходит подобные технологии в мире, — это уже другой студент и другое обучение. Многим университетам это вообще не под силу. Но сама постановка вопроса создает совершенно другую рамку требований системе высшего образования.
Вот те три задачи, о которых я попросил бы вас поразмышлять. Было бы неплохо получить от вас обратную связь. Кроме того, весьма актуальными являются вопросы о принципах.
Очевидно, что принципы тоже нуждаются в корректировке. Принципы в целом для системы образования сформулированы в федеральном законе «Об образовании». Я считаю, было бы неплохо поразмышлять о системе принципов для системы именно высшего образования. Особенно с учетом беспрецедентных геополитических вызовов. Я бы предложил подумать, как минимум о пяти принципах, которые нужно и можно использовать:
1. Принцип открытости системы высшего образования.
Открытость имеет глобальное и национальное измерение. В глобальном или международном измерении открытость подразумевает понятность и привлекательность для талантов со всего мира, для компаний, для тех, кто учувствует в развитии экономики. Система высшего образования должна быть построена таким образом, чтобы иностранные студенты стремились в Россию. А передовые компании комфортно себя чувствовали в отношениях с университетами РФ. С другой стороны, открытость — это ещё и вопрос про тех, кто хочет получить высшее образование после школы. Здесь тоже большой пласт вопросов, несмотря на устоявшуюся практику поступления. Вижу, что тренд набирается, связанный с совершенствованием этих взаимоотношений – вузов и школ. В том числе совершенствованием системы, связанной с конкурсным отбором.
2. Принцип конкурентности.
Система высшего образования должна быть конкурентоспособна по отношению ко всем другим передовым системам в мире. Она должна понимать, что происходит, какие тренды, как развиваются другие системы, в чем их слабые и сильные стороны. И конечно, как система мы должны быть привлекательны и конкурентны. При этом внутри самой системы высшего образования ресурсы, которые имеются, не в коем случае не должны распределятся по принципу сословности или исторических заслуг. Исторические заслуги очень важны, но конкуренция должна присутствовать. Именно поэтому мы уделяем внимание «Приоритету 2030» и другим федеральным программам, где происходит публичный отбор.
3. Принцип фундаментальности.
Вопрос о новой фундаментальности – это большой серьёзный вопрос. Хотел бы свою гипотезу предложить. Фундаментальность — это не только наличие тех или иных дисциплин в ОП, которые формируют, например, фундаментальное инженерное или естественнонаучное образование. Современная фундаментальность, рискну предположить, это обязательное наличие в любой программе мягких и цифровых навыков. Хотелось бы получить обратную связь о том, можно ли так трактовать новую фундаментальность высшего образования в 21 веке. Кто-то предлагает включать сюда еще и управленческие навыки. Но я думаю, как минимум, мягкие и цифровые навыки вполне себе претендуют на формирование современной фундаментальности.
4. Принцип практичности.
То, что касается практичности, все вы знаете, это запрос и рынка труда, и экономики. И кстати сказать, один из очевидных маркёров современного этапа. Пожалуй, всё что связано с практикоориентированностью, практичностью, в полной мере сейчас отрабатывают пилотные программы.
Вместе с тем: как соединить фундаментальность и практичность, ведь одно исключает другое? Полностью фундаментальное образование готовит к жизни в неопределенности, в быстро меняющемся мире. Но это оторванность от рынка труда. Полностью практичное образование прекрасно готовит тебя к потребностям сегодняшнего дня, но делает уязвимым, когда учиться надо на протяжение всей жизни. Современное высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью навыков на рынке труда. Как это институализировать – для нас большой вызов.
5. Принцип технологического лидерства.
Связан с тем, что я говорил, когда обсуждал задачи. Но у него есть внутренний аспект. Технологичность, создание технологий университетами, умение создавать и внедрять – этот внутренний аспект делает актуальным этот принцип для всех университетов. Даже гуманитарные и социальные университеты при такой постановке вопроса не выпадают. Поскольку технологический университет близок к классическим университетам и университетам технического профиля, но что касается педагогических, гуманитарных и социальных, то они себя неуютно чувствуют, когда мы говорим о технологическом лидерстве. Так вот, принцип технологического лидерства и его истолкование как умение университетов создавать технологии и внедрять их не только в отрасли экономики, но и в социальную сферу сразу делает актуальным работу всех университетов. Спрос на социальные технологии ещё более великий, ещё более серьёзный, актуальный. Во всем мире и в России.
В завершение я бы хотел сформулировать задачу, связанную со специализированным высшим образованием. В «пилоте» актуально специализированное высшее образование, речь идет о магистратуре. Изначально магистратура задумывалась как особый уровень, который должен характеризоваться своей спецификой в части кадров, содержания и методологии. Но большинство экспертов признают, что у нас это скорее не получилось. Она выполняет скорее функцию продолженного высшего образования, необходимый прицеп к бакалавриату. К сожалению, такое восприятие присутствует у студентов, в обществе и у работодателя. При этом сама специализированная функция магистратур как углубленная форма подготовки в сфере исследования либо к работе в отрасли должным образом не получила своего развития. В контексте всех эти преобразований я бы хотел, чтобы в первую очередь «пилот» подумал об этом. Нам нужно сформулировать для магистратуры свою цель, свои задачи и провести необходимую модернизацию, чтобы она выполняла своё предназначение.
«Пилотам» стоит в ближайшее время подумать над обоими типами магистратур. Магистратуре первого типа, исследовательской, нужно подумать насчёт тесной связки с аспирантурой и делать интегрированные программы магистратуры-аспирантуры. Такой опыт имеется в мире и такой опыт есть в России. Я бы особенно советовал посмотреть на то, что с ужесточением требований к аспирантуре и защите кандидатской аспирантам требуется больше времени на защиту и выполнение квалификационных требований. Если мы посмотрим на 3 года в обучении в аспирантуре и даём не 1, а хотя бы 2 года на защиту после прохождения аспирантуры, то процент защит уже другой. Нужно подумать над тем, чтобы исследовательскую деятельность для увлеченных студентов начинать раньше, через связку с магистратурой. Тут речь полностью о бюджетном финансировании.
И вторая магистратура — это профессиональная магистратура, та, которая имеет прямых бенефициаров. В данном случае сама программа магистерская должна и софинансироваться потенциальными стейкхолдерами, и содержание ее должно максимально учитывать вовлеченность работодателя в такие магистратуры. Нужно рассчитывать на преподавателей из индустрии. Которых сегодня принципиально не хватает, на что жалуются студенты.