С 9 по 12 октября в стенах Томского государственного университета прошел второй научно-исследовательский чемпионат школьников и студентов «ТАПИР». Мероприятие организует Центр развития современных компетенций ТГУ с целью приобщить детей и молодежь к культуре проектно-исследовательской деятельности в университетской среде.
В течение трех дней чемпионата участники проводили исследования, темы для которых предоставили девять факультетов ТГУ. В социально-гуманитарном треке команды решали кейсы Института искусств и культуры, факультета журналистики и факультета исторических и политических наук. В естественно-научном — геолого-географического факультета, химического факультета и Биологического института. Задачи для технического трека подготовили радиофизический факультет, факультет инновационных технологий и Высшая IT-школа.
Всего в чемпионате приняли участие 113 школьников и студентов из 13 школ и 3 факультетов ТГУ. Было сформировано 25 команд, которые соревновались в младшей и старшей лиге.
Команда Ярослава Зиякаева (11 класс, гимназия № 56) «Поздний вечерог» в старшей лиге социально-гуманитарного трека занималась изучением изменений, произошедших со школьной прессой за последние 100 лет.
В течение трех дней чемпионата участники проводили исследования, темы для которых предоставили девять факультетов ТГУ. В социально-гуманитарном треке команды решали кейсы Института искусств и культуры, факультета журналистики и факультета исторических и политических наук. В естественно-научном — геолого-географического факультета, химического факультета и Биологического института. Задачи для технического трека подготовили радиофизический факультет, факультет инновационных технологий и Высшая IT-школа.
Всего в чемпионате приняли участие 113 школьников и студентов из 13 школ и 3 факультетов ТГУ. Было сформировано 25 команд, которые соревновались в младшей и старшей лиге.
Команда Ярослава Зиякаева (11 класс, гимназия № 56) «Поздний вечерог» в старшей лиге социально-гуманитарного трека занималась изучением изменений, произошедших со школьной прессой за последние 100 лет.
«Мы выполняли кейс факультета журналистики ТГУ, сравнивали журналы начала прошлого века „Мысли учащихся средней школы“ и „Товарищ“ с современными школьными изданиями. Обнаружили множество отличий, например, в отношении к искусству и в формате ведения издания, и пришли к выводу, что сейчас школьная пресса носит более новостной характер, в то время как раньше она была более творческой», — рассказал Ярослав.
Кира Братчикова (8 класс, школа № 49) вместе со своей командой «Чайный клуб» решала кейс старшей лиги естественно-научного трека от студентов ГГФ.
«Мы изучали, какие экологические риски есть на территории от площади Южной до поселка Аникино. Разбирались, что угрожает природе в этом районе, почему загрязняется почва и водоемы. В гипотезе мы предположили, что наиболее выраженные экологические риски в заданном районе — это оползни склонов реки и деградация лесов, связанные с факторами деятельности производств и вырубками», — пояснила Кира.
Команды посещали мастер-классы, где эксперты поделились ценным опытом выполнению исследований и презентации научных работ, а также участвовали в челленджах, чтобы заработать дополнительные баллы. В финальный день по итогам всех набранных баллов участников наградили в командном и индивидуальном зачете.
Валерия Величко (10 класс, гимназия № 13) получила первое место в индивидуальном зачете старшей лиги, а ее команда «Тринашки» одержала победу в техническом треке. Ребята работали над кейсом РФФ ТГУ о влиянии электромагнитного излучения радиодиапазона на сердечно-сосудистую систему подростка.
Валерия Величко (10 класс, гимназия № 13) получила первое место в индивидуальном зачете старшей лиги, а ее команда «Тринашки» одержала победу в техническом треке. Ребята работали над кейсом РФФ ТГУ о влиянии электромагнитного излучения радиодиапазона на сердечно-сосудистую систему подростка.
«Наша гипотеза была в том, что излучение негативно влияет на сердечно-сосудистую систему, мы ее опровергли. Для этого мы составляли карту электромагнитного шума и проводили тесты на группе из четырех человек с помощью специальной аппаратуры. Эксперты отметили наши старания, интерес и желание довести дело до конца. Было очень здорово попробовать себя в роли настоящего ученого! А благодаря тьюторам, которые проводили для нас рефлексию, я ухожу отсюда не только с победой, но и с абсолютно новыми выводами и знаниями о себе», — поделилась Валерия.
В проведении рефлексий на чемпионате активно помогали студенты Института образования ТГУ. Они также внесли свой вклад в разработку и организацию образовательного события. Как отмечают организаторы, такой опыт особенно полезен для студентов педагогических специальностей, поскольку способствует их ранней профессионализации.
Кроме того, на чемпионате смогли проявить себя студенты факультетов, предоставивших кейсы на «ТАПИР». Они выступали в роли экспертов, оценивающих качество работ и дающих рекомендации.
Кроме того, на чемпионате смогли проявить себя студенты факультетов, предоставивших кейсы на «ТАПИР». Они выступали в роли экспертов, оценивающих качество работ и дающих рекомендации.
«По сравнению с прошлым чемпионатом, нам удалось увеличить масштабы мероприятия: было больше кейсов, команд и факультетов, с которыми велась работа. Порадовало, что многие ребята уже участвовали в наших событиях, в том числе в летней технической смене. Они активно включились в исследования и показали очень хороший результат. Для студентов, работавших на «ТАПИР», это также была отличная профессиональная проба взаимодействия с разными аудиториями и трансляции знания из их предметной области в массы», — резюмировал специалист ЦРСК ТГУ Артем Белов.
Текст: Юлия Ермальчук
Фото: пресс-служба ТГУ
Фото: пресс-служба ТГУ