Руководители пилотных образовательных программ обсудили с ректором ТГУ прогресс в реализации пилотного проекта по трансформации высшего образования.
В 2023–2024 уч.г. шестью университетами была начата реализация 113 направлений подготовки в рамках «пилота», в текущем году добавляется еще 60. Больше 10 тыс. студентов обучаются по новым программам. ТГУ на сегодня реализует 42 образовательные программы в рамках «пилота».
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский поблагодарил всех, кто участвует в реализации принципиально новых для российского образования программ. Он отметил, что инициатива родилась из запроса общества и понимания, что в системе накопились противоречия. Отрасли экономики не приняли переход высшего образования на Болонскую систему, произошло смешение понятий «степень» и «квалификация». Но сейчас «пилот» стал возможностью для быстрого роста и наращивания связей.
«Пилот — это возможность вывести университет на новый уровень взаимодействия с ведущими игроками в разных отраслях, а также выстраивать новые отношения между вузами», — подчеркнул Эдуард Галажинский.
В течение года ТГУ вместе с другими вузами-пилотами определял векторы изменений, намечал возможные пути развития. Готового плана преобразований, конкретных показателей успешности трансформации не было. Все это предстояло сформулировать самим участникам процесса. Университет постарался занять рефлексивную позицию по отношению ко всей образовательной системе, чтобы сначала задать координаты и сформулировать цели и принципы. За этот год, по словам ректора, удалось сильно продвинуться и по содержанию, и по пониманию принципов трансформации.
«Прошел год активной реализации пилотного проекта и нам, как участникам, стало понятно, как нужно по-другому организовать внутреннюю работу. Кроме того, стали понятны риски. Сейчас понятно, что к «пилоту» привлечено большое внимание вузов, пока активно в него не включенных, а также крупных корпораций. Это важно зафиксировать и обсудить планы дальнейшего вовлечения других участников в проект трансформации», – отметила в своем выступлении Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ.
Основная задача на текущий год — обобщить опыт университетов-участников пилота и совместно предложить остальным российским вузам инструменты, подходы, решения в рамках апробации системообразующих изменений. У университетской общественности, общества в целом, у государства формируется запрос на «новые правила» функционирования высшего образования в масштабах страны.
Наметился и новый тренд в реализации проекта. Если раньше образовательные организации максимально наращивали количество практики в своих образовательных программах и сильно в этом преуспели, то сейчас пилотный проект делает шаг в части усиления фундаментальной подготовки. Фундаментальное ядро должно отличать высшее образование от иных уровней подготовки, а человека с высшим образованием выделять по уровню компетенций, готовности в выполнению рабочих задач и ответу на актуальные вызовы.
Также участники встречи с ректором обсудили возможности новой модели высшего образования, которые уже сейчас необходимо внедрять в программы ТГУ: например, ускоренную профессионализацию. Для решения этой задачи разработаны сразу несколько инструментов, набор которых формируется для каждой программы индивидуально. В ТГУ обеспечить ускоренную профессионализацию может сформированная образовательная среда: центр развития современных компетенций, который реализует мотивирующие образовательные форматы для школьников и развивает тему педагогического профиля для непедагогических специальностей; тьюторская служба с курсом «Погружение в университетскую среду», марафоном самоорганизации, возможностями индивидуального сопровождения студентов; центр компетенций ТГУ, занимающийся диагностикой универсальных компетенций, карьерным консультированием, образовательными событиями с участием работодателей.
Студентам в рамках образовательных программ предлагаются дополнительные квалификации, которые могут быть вшиты в саму программу или выведены как ДПО. Участники встречи подчеркнули необходимость дальнейшей проработки этого инструмента в рамках отдельных программ и на системном уровне.
В ТГУ в 2023-2024 уч.г. состоялась апробация модели программ с вариативным сроком обучения и вариативной квалификацией. Так, например, был реализован ряд магистерских программ со сроком обучения один год. Сейчас руководители этих программ на основании проведенных исследований результативности, а также интервью с выпускниками и работодателями, делают необходимые доработки. Анализ показывает, что эта модель очень позитивно воспринимается и студентами, и преподавателями.
Еще одним важным моментом «пилота» становится включение работодателей на всех этапах образовательного процесса — от анализа запроса и проектирования программы до оценки качества. В ТГУ в новые программы «заходит» около 150 партнеров-работодателей. Университету предстоит выработать основы систематического взаимодействия с реальным сектором экономики при подготовке студентов к выходу на рынок. Отсюда еще одна ключевая линия «пилота» — быстрая настройка программ под запрос рынка труда. Анализ происходит на основе больших данных, а также в процессе тесного взаимодействия с лидерами отраслей экономики.
Наметился и новый тренд в реализации проекта. Если раньше образовательные организации максимально наращивали количество практики в своих образовательных программах и сильно в этом преуспели, то сейчас пилотный проект делает шаг в части усиления фундаментальной подготовки. Фундаментальное ядро должно отличать высшее образование от иных уровней подготовки, а человека с высшим образованием выделять по уровню компетенций, готовности в выполнению рабочих задач и ответу на актуальные вызовы.
Также участники встречи с ректором обсудили возможности новой модели высшего образования, которые уже сейчас необходимо внедрять в программы ТГУ: например, ускоренную профессионализацию. Для решения этой задачи разработаны сразу несколько инструментов, набор которых формируется для каждой программы индивидуально. В ТГУ обеспечить ускоренную профессионализацию может сформированная образовательная среда: центр развития современных компетенций, который реализует мотивирующие образовательные форматы для школьников и развивает тему педагогического профиля для непедагогических специальностей; тьюторская служба с курсом «Погружение в университетскую среду», марафоном самоорганизации, возможностями индивидуального сопровождения студентов; центр компетенций ТГУ, занимающийся диагностикой универсальных компетенций, карьерным консультированием, образовательными событиями с участием работодателей.
Студентам в рамках образовательных программ предлагаются дополнительные квалификации, которые могут быть вшиты в саму программу или выведены как ДПО. Участники встречи подчеркнули необходимость дальнейшей проработки этого инструмента в рамках отдельных программ и на системном уровне.
В ТГУ в 2023-2024 уч.г. состоялась апробация модели программ с вариативным сроком обучения и вариативной квалификацией. Так, например, был реализован ряд магистерских программ со сроком обучения один год. Сейчас руководители этих программ на основании проведенных исследований результативности, а также интервью с выпускниками и работодателями, делают необходимые доработки. Анализ показывает, что эта модель очень позитивно воспринимается и студентами, и преподавателями.
Еще одним важным моментом «пилота» становится включение работодателей на всех этапах образовательного процесса — от анализа запроса и проектирования программы до оценки качества. В ТГУ в новые программы «заходит» около 150 партнеров-работодателей. Университету предстоит выработать основы систематического взаимодействия с реальным сектором экономики при подготовке студентов к выходу на рынок. Отсюда еще одна ключевая линия «пилота» — быстрая настройка программ под запрос рынка труда. Анализ происходит на основе больших данных, а также в процессе тесного взаимодействия с лидерами отраслей экономики.
Текст: Анна Васильченко
Запланированный на 7-9 ноября 2024 г. форум «Преобразование образования» в ТГУ будет полностью посвящен новой модели высшего образования.