Новости

Курс по самообразованию педбакалавриата ТГУ представлен на форуме в Казани

На Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2023 в Казани Томский госуниверситет представил один из курсов программы педагогического бакалавриата.

О курсе «Основы самообразования» в рамках симпозиума институтов образования классических вузов рассказали разработчики Анжелика Ким и Татьяна Климова.

Курс является экспериментальным и реализуется впервые. Он основан на представлении о самообразовании как об особой деятельности, при которой жизненные задачи решаются образовательными способами и средствами. «Клеточкой» этой деятельности является продуктивное действие, которое включает в себя замысел и реализацию.

Основные образовательные результаты курса — это селф-компетенции, или компетенции самообразования: самонавигация, самоорганизация, самооценивание и рефлексия. По ходу курса мы последовательно концентрируемся на каждой из компетенций. Продолжительность курса — один учебный год.

«Основы самообразования» — это вклад и в исследовательскую программу Института образования ТГУ. Здесь исследователем выступает, в первую очередь, преподаватель, исследуя свою педагогическую практику. Для студентов он создает вариативную образовательную среду, где исследование является одной из важных составляющих, а также обеспечивает проявление актуальных точек интереса. Тьютор работает в переходе из одной образовательной среды в другую, помогая студентам анализировать собственный опыт образования. Студенты выделяют важные для них самих моменты в этом опыте и соотносят их с культурными нормами педагогической деятельности.

Специально обустроенные точки самоопределения позволяют студентам рефлексивно ответить на вопросы: «где я нахожусь?», «что мне свойственно?», «я субъект преобразования или я объект внешних воздействий?». Созданный курс можно идентифицировать как образовательную инновацию, которая требует особой методологии исследования. Авторы курса кладут в ее основу феноменологический подход Галины Прозументовой, продолжая традицию томской группы исследования образовательных инноваций.
Лаб. индивидуализации и тьюторства Бакалавриат Модель развития педагогического образования