Команда Института как один из операторов пилотного проекта по изменению уровней ВО сейчас находится в активной разработке концепции новой фундаментальности. Для ученых, исследователей и преподавательского состава важно, чтобы она носила под собой научные основания, но, вместе с тем, соответствовала прикладным задачам образовательного процесса, была жизнеспособна в рамках реального обучения студентов. Об этом мы поговорили с заведующим Лабораторией философии образования Института образования ТГУ Львом Плюсниным.
Почему потребовалась разработка концепции новой фундаментальности?
Сама идея обратить пристальное внимание на фундаментальность в высшем образовании оформилась в рамках работы над пилотным проектом по трансформации высшего образования. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выделил, как минимум, четыре принципа этого процесса: гибкость и открытость, направленность на решение национальных задач, фундаментальность.
«Важнейшим элементом модернизации системы образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание его фундаментальности и практической подготовки», – Валерий Фальков.
Само образование не существует оторвано от реальности, которая постоянно меняется, технологизируется, цифровизируется. Совсем другие требования предъявляют к выпускникам работодатели. И университет вынужден на эти процессы реагировать. Заведующий Лабораторией философии образования ИО ТГУ Лев Плюснин считает, что сама потребность в новой фундаментальности базируется на современных тенденциях развития социальной и образовательной реальности.
«В первую очередь речь идет о сближении, или даже взаимопроникновении, гуманитарных, технических и естественных наук в свете развития AI, биотехнологий, роботизации и т.д. Происходит конвергенция научного знания, которое сегодня значительно более ценностно окрашено чем ранее, требует контекста употребления и нуждается в междисциплинарном подходе».
Теперь нельзя, считает спикер, измерять фундаментальное ядро высшего образования набором дисциплин.
«Знаний сегодня производится настолько много, что любая дисциплина, сколь угодно важная, стоит перед риском неконтролируемого экстенсивного роста, что рано или поздно превысит наши биологические когнитивные возможности. Что уж говорить о наборе дисциплин».
Перед учеными-философами и педагогами встает задача изменения подхода к самому понятию «фундаментальность».
Что такое фундаментальность?
Вопрос непраздный и остающийся на волне дискуссии, например, между вузами-участниками пилотного проекта. Главная развилка: является ли фундаментальность неким набором знаний или особенностью мышления? В связи с этим можно условно наметить различия в трактовках «западных» и «восточных» вузов. Первые используют термин «ядро», утверждают, что готовят междисциплинарного исследователя. Вторые – готовят студента как человека, имеющего активную гражданскую позицию, принимающего ценности того общества, в котором он находится.
В ТГУ разрабатывают теорию, основанную на холистическом подходе.
В ТГУ разрабатывают теорию, основанную на холистическом подходе.
«Мы придерживаемся точки зрения, что фундаментальность — это не набор знаний в чистом виде, это набор принципов познания и деятельности. Научно это можно назвать холистическим подходом, а более практикоориентированно заметить, что это приводит к созданию новых регламентов взаимодействия дисциплин в учебном плане, появлению новых структурных элементов и имплементации артикулированных ценностей, принципов и образа выпускника в процесс преподавания каждого предмета», — Лев Плюснин.
Однако автор отмечает, что такое наслоение не соответствует принципу «матрёшки», когда все элементы суммируются. Здесь имеется в виду, что все элементы системы интерпретируют и углубляют изначально заданные ценности и принципы.
Какие ценности и принципы лежат в основе новой фундаментальности?
Когда мы говорим о неком «ядре фундаментальности», рано или поздно приходится задуматься о том, а что в это ядро входит? Какие базовые представления, ценности, принципы действия? В ТГУ выстраивают фундаментальность вокруг трех принципиальных вопросов, которые, как говорит Лев Плюснин, сопровождали всю историю философии и коренным образом влияли на образование.
Первый: онтологические представления о мире (в более ранних версиях — представления о Благе), которые задают смысл обучения. Сегодня в онтологии мы имеем с представлениями о реальности как антропо-социо-природной системе, равновесие в которой всецело зависит от деятельности человека
Второй: эпистемологическая позиция касательно того, что есть знание и каким образом может достигаться истинное или во всяком случае достойное доверия знание. На сегодня мы имеем постнеклассическую традицию научного познания, которая характеризуется тенденциями к уже упомянутой конвергенции научного знания.
Третий: практическая этика, которая определяла вектор приложения усилий. Направляем ли мы их на создание чего-то нового или воспроизводим старое. Здесь мы говорим о способности человека занять ответственную позицию по отношению к будущему и его конструированию.
Первый: онтологические представления о мире (в более ранних версиях — представления о Благе), которые задают смысл обучения. Сегодня в онтологии мы имеем с представлениями о реальности как антропо-социо-природной системе, равновесие в которой всецело зависит от деятельности человека
Второй: эпистемологическая позиция касательно того, что есть знание и каким образом может достигаться истинное или во всяком случае достойное доверия знание. На сегодня мы имеем постнеклассическую традицию научного познания, которая характеризуется тенденциями к уже упомянутой конвергенции научного знания.
Третий: практическая этика, которая определяла вектор приложения усилий. Направляем ли мы их на создание чего-то нового или воспроизводим старое. Здесь мы говорим о способности человека занять ответственную позицию по отношению к будущему и его конструированию.
Опыт реализации концепции
В Институте образования ТГУ, помимо проведения исследований и дискуссий, пробуют реализовать концепцию новой фундаментальности на базе собственной программы бакалавриата.
«Стоит сказать, что это процесс длительный. На сегодняшний день еще очень мало данных об успешности программы, однако о некоторых результатах имеет смысл упомянуть», – Лев Плюснин.
Программа бакалавриата строится от процесса смены профессиональных позиций. Каждый курс предполагает обретение профессиональных навыков для занятия позиции в СРТ (практик образования — на втором курсе, проектировщик — на третьем). Студент проходит путь от человека, умеющего учиться, на первом курсе, к начинающему исследователю образования – на четвертом.
«Смена позиций в нашем понимании также сопровождается ростом когнитивных навыков и принятием определенного набора профессиональных и общечеловеческих ценностей», – Лев Плюснин.
Критически важными элементами ОП в программе стали, например, «демоэкзамены», где студенты демонстрируют свою способность к продуктивному действию в условиях, приближенных к реальным. Также два раза в год проводятся общефакультетские форсайт-сессии. Они предполагают смешение всех курсов обучения для создания видения перспектив отрасли, ключевых трендов и согласования коллективной повестки действий, в которую каждый участник может поместить свою.
Конечно, новая фундаментальность — многомерное и во многом дискуссионное понятие. Но университеты активно идут в сторону актуализации не только своих образовательных программ, но и базовых принципов, на которых должно строиться современное высшее образования.
Конечно, новая фундаментальность — многомерное и во многом дискуссионное понятие. Но университеты активно идут в сторону актуализации не только своих образовательных программ, но и базовых принципов, на которых должно строиться современное высшее образования.
Текст: Анна Васильченко