Новости

«Марафон эффективных решений» подводит итоги

С 27 октября по 23 ноября ТГУ проводил «Марафон эффективных решений», на котором коллеги представили более 20 интереснейших практик, техник, сервисов и механизмов сопровождения индивидуальных, образовательных и профессиональных траекторий в программах ДПО (как цифровых, так и «аналоговых»). Также участники марафона познакомились и с различными региональными моделями, направленными на содействие занятости, обеспечивающими развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения.

В Марафоне приняли участие 20 регионов России и около 100 представителей команд-разработчиков. Марафон — это более 22 часов подробного, вдумчивого разбора решений по направлениям:
  1. Сопровождение профессиональных траекторий (9, 10, 15, 23 ноября).
  2. Сопровождение образовательных траекторий (14 ноября).
  3. Сопровождение индивидуальных траекторий (7, 14 ноября).
  4. Системные решения. Региональные модели взаимодействия «ЦЗН — университет — РОИВ — работодатель». Механизмы и способы складывания современной системы рынка труда (27 октября, 11, 12, 23 ноября).

Записи всех сессий Марафона здесь.


Семинар по итогам Марафона


На форуме «Преобразование образования» участники марафона, разработчики разных решений в сфере ДПО, поговорили о проблемах и необходимых направлениях трансформации ДПО университетов.
По словам эксперта, доктора педагогических наук Ларисы Смышляевой, на Марафоне удалось организовать «точку сборки», в которой осмысливалась современная практика образования взрослых. «Это живая, реальная, современная андрагогика. Практически все участники „Марафона эффективных решений“ могут претендовать на обозначение своей практики как антропопрактики», — отметила Лариса Германовна.
Подводя промежуточные итоги Марафона и размышляя об изменениях в сфере ДПО университетов, участники семинара высказали ряд идей:
Светлана Велединская, ТГУ: «В сфере ДПО нужна интеграция EdTech-продуктов, описание и внедрение новых форматов обучения взрослых. Устаревшие форматы, устаревшие образовательные технологии не позволяют построить эффективные программы в ДПО».
Гульгена Бадрутдинова, Университет Иннополис: «Нужна коллаборация университетов, важно предоставлять практики для апробации на своих площадках. Пришло время отказываться от позиции „я знаю лучше, так как опыта больше“: здесь важен процесс, а не самопрезентация. Нужно менять формат — отходить от директивы к взаимообогащающему диалогу. Основной проблемой в ДПО видится отсутствие навыков самоопределения, самоорганизации, самообразования участников программ».
Татьяна Якубовская, ТГУ: «Предлагаю проработать новый тип организации ДПО в логике конкуренции университетов с открытыми системами образования по образу продюсерских центров. Это интеграция и маркетинга, и инновационных типов организации деятельности».
Анастасия Ларионова, ТГУ, Елена Бородулина, Университет Иннополис: «Важно нормировать описание критериев результативности и эффективности в программах ДПО. Разработчикам в сфере ДПО нужно освоить инструменты доказательного образования».

В ходе семинара выделены как минимум три типа критериев, которые важно разрабатывать при запуске программ:
— критерии, связанные с индивидуальным развитием участников программ;
— критерии в части эффективности образовательного процесса;
— социально-экономические критерии, связанные с изучением того, что же происходит с выпускниками программ при их трудоустройстве, карьерном росте и т. д.



Отзывы участников Марафона


На марафоне проявился большой запрос на организацию рефлексии, нормировки и методических описаний практик ДПО — то есть описания и нормировки разворачиваемой деятельности, благодаря которой появляется возможность командной работы, возможность масштабирования и прироста знания. Об этом говорят отзывы участников Марафона:

ДПО сегодня сталкивается с масштабными вызовами, среди которых конкуренция образовательных организаций, динамизм внешней среды, быстрое обновление запросов рынка и т. п. В этих условиях важно выстроить эффективную систему не только в части реализации программ, но и в части управления накопленным образовательным опытом. Благодарим организаторов марафона, материалы послужат источником для выработки эффективных управленческих решений в части разработки и реализации программ ДПО в ТГПУ.
а
— Ирина Волчкова, Томский государственный педагогический университет

Хотелось бы поблагодарить коллег из Томска за столь продуктивное событие.
Это был забег на «расширение», возможностью делиться и брать в работу лучшие практики.
а
— Гульгена Бадрутдинова, Университет Иннополис

Ценный опыт подготовки и дискуссии в рамках Марафона. Участие в марафоне придало новый импульс, мотивацию, дало идеи по развитию нашей практики. Ощутила человеческую и профессиональную поддержку.
а
— Татьяна Подкладова, Томский государственный педагогический университет

По мере знакомства со спикерами возникло много новых идей, направлений для развития дополнительного профессионального образования в нашем вузе и регионе.
Возможности тьюторского сопровождения, организация модульных программ профессиональной переподготовки, региональная модель подготовки предпринимателей (Алтайский край) — темы, над которыми хочется задуматься. Однозначно, кое-что «берем в копилку» при планировании работы на 2023 год.
Спасибо организаторам за идею, реализацию и сопровождение!
а
— Ксения Наугольных, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет



Для справки. Организаторами Марафона выступили Институт образования ТГУ, Институт дистанционного образования ТГУ, Межрегиональный центр дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ.