Представители ТГУ приняли участие в деловой программе Министерства науки и высшего образования РФ на Петербургском международном экономическом форуме.
В состав группы университета вместе с ректором ТГУ Эдуардом Галажинским вошли заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова и руководитель отдела сопровождения инновационных образовательных проектов ИО ТГУ Марина Отт.
В состав группы университета вместе с ректором ТГУ Эдуардом Галажинским вошли заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова и руководитель отдела сопровождения инновационных образовательных проектов ИО ТГУ Марина Отт.
Актуальной повесткой на ПМЭФ-2024 по содержанию площадок, которые прошли в рамках деловой программы стенда Минобрнауки, стал круг вопросов относительно развития инженерных отраслей экономики. В том числе акцентировали внимание на образовательном секторе в этом направлении и особенностях региональной повестки. Все площадки были содержательными и рассматривались в контексте тех задач, которые стоят перед страной в обеспечении технологического суверенитета.
В тематических площадках приняли участие эксперты и спикеры как из Минобрнауки, так и из аппарата Госдумы, Правительства РФ, Социоцентра. А также ряд ректоров технических/инженерных университетов, большой пул представителей индустрии, крупных корпораций, холдингов, региональной власти.
В тематических площадках приняли участие эксперты и спикеры как из Минобрнауки, так и из аппарата Госдумы, Правительства РФ, Социоцентра. А также ряд ректоров технических/инженерных университетов, большой пул представителей индустрии, крупных корпораций, холдингов, региональной власти.
«Большое внимание в целом уделялось инженерному образованию, его развитию для достижения технологического суверенитета страны, обеспечения технологического лидерства России. Эта ключевая тематика разворачивалась в разных фокусировках. Обсуждалось и то, как организована вообще работа со студентами по вовлечению в инженерное образование. Уделили внимание и моделям студенческих конструкторских бюро как одному из инструментов, усиливающих роль науки и технологий в образовании», — говорит Марина Отт.
Одной из важных линий обсуждения стал пилотный проект по изменению уровней высшего образования РФ. Руководители вузов-участников «пилота» рассказали о промежуточных результатах реализации проекта. Модератором дискуссионной панели «Горизонт-2030: переход к новой модели высшего образования» выступил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. Тон дискуссии задал видеоролик о встрече министра науки и высшего образования Валерия Фалькова со студентами ТГУ в мае 2024 года.
«Одна из причин появления новой модели высшего образования состоит в том, что в любой системе со временем накапливаются противоречия — и систему периодически нужно перестраивать. К 2022 году в преподавательском сообществе и среди работодателей сформировалось множество вопросов относительно установленных сроков обучения и образовательных результатов, компетенций выпускников в рамках имевшейся двухуровневой системы», – отметил Валерий Фальков.
На панели «Горизонт-2030: переход к новой модели высшего образования» участники попытались ответить на вопросы о том, как среди моделей, которые представляют пилотные вузы, будут отбираться варианты для масштабирования и при каких условиях будет это происходить, как эти модели будут реализовываться в качестве повсеместной практики в российских университетах.
Эдуард Галажинский подчеркнул, что многообразие моделей образовательных программ, которое сейчас есть в университетах, обусловлено региональной, отраслевой, экономической спецификой вуза. Задача пилотного проекта в том числе — заложить изменения, необходимые для предстоящей трансформации, в законодательное поле.
«Несмотря на то, что в «пилоте» шесть университетов, мы все сотрудничаем с другими вузами: чтобы менять образование, не нужно попадать в указ президента. Если вам интересно включиться в этот процесс со своими программами – включайтесь. Это уникальный шанс, который нам дает учредитель: самим, вместе с партнерами, проектировать ту систему, которая будет правильной. Мы этим шансом должны воспользоваться». – призвал в своем выступлении Эдуард Галажинский.
Коллектив Института образования ТГУ как один из непосредственных участников процесса изменений высшего образования представил на стенде ПМЭФ собственную модель поддержки трансформации ВО.
«Мы с коллегами отвечали на вопросы от представителей разных аудиторий: идеей «пилота» интересовались компании-работодатели, подходили студенты, в т.ч. иностранные. Одно из преимуществ таких мероприятий как ПМЭФ – возможность встретиться с коллегами, участвующими в пилотном проекте, и обсудить дальнейшие перспективы и условия внедрения новых моделей, к примеру, изменения финансовой модели реализации образовательных программ», – рассказала Марина Отт.
Работа по внедрению новых моделей в ТГУ продолжается: в этом году университет набирает студентов уже на 38 образовательных программ высшего и специализированного высшего образования.