Новости

Слушатели образовательной программы Сколково посетили ТГУ в рамках обмена опытом

В рамках образовательной программы Сколково «Код образовательных программ» управленцы из сферы образования повышают свою квалификацию, а также обмениваются самыми передовыми практиками в области трансформации образования. В качестве одного из примеров этого процесса был выбран ТГУ, куда приехали представители образовательных организаций со всей России.

11 апреля на встрече в ИО ТГУ участники узнали о роли Института образования в трансформации университета и высшего образования в целом. Директор ИО ТГУ Елена Суханова подчеркнула, что институт — не столько учебное подразделение, сколько «штабная структура сопровождения инновационных образовательных проектов университета», а также экспертно-аналитический центр по сопровождению пилотного проекта реформы российского образования. Поэтому принципиально важной является, с одной стороны, разнонаправленность деятельности (исследовательская, методическая, образовательная, аналитическая), а, с другой стороны — очень неоднородный состав субъектов этого процесса: в ИО ТГУ около 50 сотрудников с широким набором компетенций.
«Наше принципиальное отличие от других институтов образования в том, что мы не только исследуем и популяризируем трансформационные процессы в образовании, но и запускаем их, находимся внутри этих процессов. Все, что мы делаем в образовании как разработчики и методисты, является предметом исследования, технологического тиражирования и переноса — как внутри ТГУ, так и в другие вузы. Мы пытаемся построить концепцию, где главное — самообразование, вовлечение человека в образование, где делается ставка не только на приобретение знаний, умений, навыков, но и на становление личности», — рассказала гостям Елена Суханова.
После презентации института слушателей сколковского курса познакомили с программой бакалавриата ИО ТГУ «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности». Именно эта программа (вместе с новой междисциплинарной магистерской «Аналитика и междисциплинарные исследования») позволяет в реальном образовательном опыте тестировать гипотезы и трансформировать образование не в теории, а на практике.

В рамках знакомства с программой бакалавриата заместитель директора ИО ТГУ Сергей Степанов провел демонстрационное занятие в формате «Знаниевый реактор», в котором приняли участие студенты первого и второго курсов педбакалавриата. Перед участниками стояла задача: в групповой работе систематизировать происхождение того или иного знания, последовательно находя ответы на поставленные преподавателем вопросы.
«Демонстрационная пара далась нам нелегко, мы волновались и переживали. Чувствовалась ответственность, вся группа хотела достойно представить институт. Однако скоро мы полностью погрузились в образовательный процесс и не обращали внимание на гостей, сидящих рядом. Возможно, не все прошло по плану, но в этом и состоит наш прирост. После пары мы обсуждали варианты дальнейшего развития, наметили пункты, которые нам стоит доработать и на которые следует обратить внимание. Также мы ответили на вопросы экспертов, заинтересованных нашей программой», — поделилась Мария Кондренко, студентка 1 курса ИО ТГУ.
Студенты второго курса отметили, что старались брать на себя роль организаторов, модераторов процесса. Ко второму курсу студенты имеют довольно немаленький опыт практической деятельности на базе образовательных проектов ТГУ и внешних организаций.
«Мы уже были знакомы с форматом открытого или демонстрационного занятия. В этот раз мы помогали первокурсникам сориентироваться и успешно справиться с заданием. Для меня работа на паре была полезной, я вспомнила педагогические системы, а также их основателей», — прокомментировала Яна Григорьева, студентка 2 курса.
Гости института задавали студентам много вопросов, интересовались особенностями программы бакалавриата и тем, как это ощущают непосредственные участники процесса. «Сколковцы» отметили ценность обучения на «Коде образовательных программ»: Школа управления Сколково создает уникальные условия для того, чтобы начать проектировать образовательные программы совершенно по-новому. Полученные в ходе обмена опытом знания уже удается использовать на практике в своих образовательных учреждениях.
«ТГУ познакомил нас с уникальными образовательными программами и поделился секретами их планирования и проектирования. РОПы восхищают своей смелостью, готовностью рисковать и брать на себя персональную ответственность. Особое впечатление произвели образовательные программы Высшей школы журналистики, Института образования и Высшей IT школы. Также хотела бы отметить открытость и честность сотрудников ТГУ», — отметила участница стажировки Анна Иноземцева, руководитель образовательной программы по рекламе и связям с общественностью в Новосибирском государственном университете экономики и управления.
Текст: Анна Васильченко
Мероприятия Модель развития педагогического образования