7 ноября выступлением Валерия Фалькова и экспертной панелью по ускоренному выходу молодежи на рынок труда в ТГУ стартовал III Томский международный форум «Преобразование образования».
Форум продлится с 7 по 9 ноября. В мероприятиях принимают участие представители Минобрнауки и Министерства труда и соцзащиты РФ, руководство Ассоциации классических университетов России, руководители четырех ФУМО (по экономике, юриспруденции, физике и химии), а также пилотные университеты, ведущие российские вузы и компании-работодатели.
Третий год подряд томский форум «Преобразование образования» организует Институт образования ТГУ при поддержке Минобрнауки РФ. В 2024 году мероприятие получило статус международного. К работе площадок подключатся исследователи из Бразилии, Китая, Испании, Эфиопии и Колумбии. Вместе с зарубежными коллегами российские эксперты будут обсуждать условия, модели и перспективы профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования. Внедрение практик профессионализации студентов, ускоренного выхода на рынок труда должно способствовать преодолению ситуации острого кадрового дефицита. Одна из задач — осмыслить и сформулировать варианты создания в университетском образовании институциональных и педагогических механизмов для этого.
Работа форума построена по нескольким трекам. Основной трек, связанный с механизмами обеспечения ускоренного выхода на рынок труда, открыл министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он рассказал о текущих задачах по дальнейшему развитию системы высшего образования.
Форум продлится с 7 по 9 ноября. В мероприятиях принимают участие представители Минобрнауки и Министерства труда и соцзащиты РФ, руководство Ассоциации классических университетов России, руководители четырех ФУМО (по экономике, юриспруденции, физике и химии), а также пилотные университеты, ведущие российские вузы и компании-работодатели.
Третий год подряд томский форум «Преобразование образования» организует Институт образования ТГУ при поддержке Минобрнауки РФ. В 2024 году мероприятие получило статус международного. К работе площадок подключатся исследователи из Бразилии, Китая, Испании, Эфиопии и Колумбии. Вместе с зарубежными коллегами российские эксперты будут обсуждать условия, модели и перспективы профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования. Внедрение практик профессионализации студентов, ускоренного выхода на рынок труда должно способствовать преодолению ситуации острого кадрового дефицита. Одна из задач — осмыслить и сформулировать варианты создания в университетском образовании институциональных и педагогических механизмов для этого.
Работа форума построена по нескольким трекам. Основной трек, связанный с механизмами обеспечения ускоренного выхода на рынок труда, открыл министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он рассказал о текущих задачах по дальнейшему развитию системы высшего образования.
«Мы должны обеспечить ускоренный выход на рынок труда не только тем выпускникам, которые заканчивают университет. Сейчас мы вместе с пилотными вузами и ведущими университетами ищем и реализуем конкретные решения, чтобы предоставить возможность быть активным участником рынка труда студентам уже со 2-3 курса. Это одна из серьезных тем, которую нужно обстоятельно обсуждать. Площадки, подобные томскому форуму, воспринимаются в этом контексте не просто как академические мероприятия, но как точки сборки конкретных предложений по механизмам изменений. И часть ваших предложений мы готовы сразу использовать в практике», — подчеркнул министр.
Тему продолжили врио директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования МОН Елена Тумакова, заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева, ректор ТГУ Эдуард Галажинский и другие участники экспертной панели «Ускоренный выход молодежи на рынок труда: задачи, проблемы, решения».
Спикеры обсудили, насколько рынок труда ждет молодежь и готов ли с ней работать, какие институциональные форматы ускорения выхода на рынок труда заложены в новой модели высшего образования, какая экосистема поддержки профессионализации и построения карьеры может складываться в регионе, таком как Томская область, а также вопрос о роли университетов в подготовке специалистов под текущие запросы работодателей.
Спикеры обсудили, насколько рынок труда ждет молодежь и готов ли с ней работать, какие институциональные форматы ускорения выхода на рынок труда заложены в новой модели высшего образования, какая экосистема поддержки профессионализации и построения карьеры может складываться в регионе, таком как Томская область, а также вопрос о роли университетов в подготовке специалистов под текущие запросы работодателей.
«Разговор про рынок труда актуализирует вопрос о важности университета в процессе подготовки специалистов. Если смотреть на структуру вакансий, то там большинство — это рабочие профессии. Можно делать профпереподготовку, развивать колледжи. Но у лидеров отрасли, и мы это видим, существует огромный запрос на сложные виды деятельности, где подготовка профессионала занимает 8 лет и больше. И здесь как раз роль университета наиболее важна. Вузам нужно определяться с моделями подготовки, учитывая все отраслевые трансформации и запросы рынка. ТГУ как участник пилота экспериментирует в этом направлении, взаимодействуя с лидерами отрасли, разрабатывая фундаментальное ядро подготовки, дополняя его индивидуализацией и исследованиями на основе анализа больших данных», — отметил Эдуард Галажинский.
Трек по профессионализации завершится экспертно-проектировочными семинарами, на которых университетское сообщество будет обсуждать, какие условия в нормативном и в организационном поле необходимо создать, чтобы внедрять новые механизмы.
Второй трек форума посвящен изменению принципов работы преподавателей, очерчиванию новых педагогических позиций в образовании. Третий трек — исследовательский: социологи, психологи, педагоги, специалисты по «нейро» будут обсуждать, какие личностные, психофизиологические дефициты мешают молодёжи в раннем возрасте стать членом профессионального коллектива и какие инструменты развития можно задействовать, чтобы студент продуктивно двигался в этом направлении.
Региональный трек форума, где участники сессий и генератора управленческих решений будут обсуждать назревшие изменения в отношениях субъектов развития региона, необходимые для складывания особой среды профессионализации молодежи.
Параллельно программе форума проходит работа Междисциплинарной школы молодых исследователей образования (Школа МИО). В ней принимают участие студенты ТГУ, ТУСУРа, ТГПУ, НИУ ВШЭ, Челябинского госуниверситета и Бийского филиала Алтайского педагогического университета. Помимо участия в основных мероприятиях форума программа Школы МИО включает конференцию с докладами и проектную сессию с представлением карты междисциплинарных исследований, в которые можно включаться студентам разных специальностей, имеющих отношение к развитию личности и образованию.
Второй трек форума посвящен изменению принципов работы преподавателей, очерчиванию новых педагогических позиций в образовании. Третий трек — исследовательский: социологи, психологи, педагоги, специалисты по «нейро» будут обсуждать, какие личностные, психофизиологические дефициты мешают молодёжи в раннем возрасте стать членом профессионального коллектива и какие инструменты развития можно задействовать, чтобы студент продуктивно двигался в этом направлении.
Региональный трек форума, где участники сессий и генератора управленческих решений будут обсуждать назревшие изменения в отношениях субъектов развития региона, необходимые для складывания особой среды профессионализации молодежи.
Параллельно программе форума проходит работа Междисциплинарной школы молодых исследователей образования (Школа МИО). В ней принимают участие студенты ТГУ, ТУСУРа, ТГПУ, НИУ ВШЭ, Челябинского госуниверситета и Бийского филиала Алтайского педагогического университета. Помимо участия в основных мероприятиях форума программа Школы МИО включает конференцию с докладами и проектную сессию с представлением карты междисциплинарных исследований, в которые можно включаться студентам разных специальностей, имеющих отношение к развитию личности и образованию.
О событиях форума — в телеграм-канале «Преобразование образования».
Трансляции:
7 ноября: https://vk.com/video-10540_456240756 (ВК ТГУ)
8 ноября: https://vk.com/video-211979907_456239060 (ВК Института образования)