Открыла форум пленарная экспертная панель «Контексты и ресурсы управления трансформацией образования». Эксперты задали вектор обсуждениям, которые затем продолжились на секциях и круглых столах. Дискуссию открыл ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
— Есть две рамки, с которыми напрямую связана трансформация образования. Первая — это ориентация на качество жизни человека и общества, логика антропоцентричности. Вторая — экосистемность, которая позволяет обеспечить ресурсами любые амбициозные задачи. Для нас образование — это практика самосозидания и жизнетворчества, на которую уже наслаивается рамка профессиональных компетенций. Мы не только учим студента тому, как устроен мир, но и отвечаем на вопрос: как жить в этом мире, формируем ответственность человека за собственное профессиональное и личностное развитие, — отметил Эдуард Владимирович.
В первый день форума на секциях и круглых столах участники представляли кейсы и проблемы в области управления образованием и его качеством. Самое широкое проблемное поле — у высшего образования: обсуждению университетских практик в области качества образования были посвящены сразу три параллельных секции. На отдельных сессиях обсудили дополнительное профессиональное образование, адаптивное и педагогическое образование, цифровую трансформацию этой сферы и другие темы.
Второй день форума был посвящен исследованиям, которыми разные науки могут обеспечить трансформацию образования, и развитию универсальных компетенций студентов. Во время пленарной дискуссии «Результаты междисциплинарных исследований для трансформации образования» эксперты обсуждали, какие конкретные результаты исследований в области психометрики, нейронаук, социологии могут и должны быть использованы в образовании, какие новые технологии сбора и обработки данных могут помочь.
Интересную гипотезу озвучила Елена Казакова, научный руководитель центра развития педагогического образования Российской академии образования.
— Человек, находящийся в состоянии благополучия, в образовательном процессе создает лучшие продукты, получает лучшие результаты. Однако все наши традиции построены на стрессе, страхе и ограничениях — именно эти инструменты двигают личность. Если мы хотим иной трансформации, то нам надо доказывать, что благополучие, радость и доброта помогают человеку идти к успеху не только личному, но и общественному. В этом смысле доброта как навык выступает объектом междисциплинарных исследований, который может повлиять на качество образования, — отметила Елена Ивановна.
На форуме «Преобразование образования» также прошли мероприятия в формате «Генератор управленческих решений». «Генератор» — это экспертное обсуждение вузовских кейсов, которое позволяет увидеть представленную практику или проблему более полно и на основе этого принимать управленческие решения о масштабировании, развитии или ликвидации данной практики. К примеру, в первый день форума на «Генераторе» эксперты из разных вузов всесторонне обсудили опыт ТГУ по запуску онлайн-курса «Погружение в университетскую среду»: выделили ключевые проблемы, составили рекомендации по внедрению подобных практик в управление качеством образования.
Отдельные мероприятия были посвящены результатам работы и перспективам сети «Университетская национальная инициатива качества образования» (УНИКО).
— УНИКО исполнился год, в течение которого основной задачей для нас было оформление аналитических материалов — университетских кейсов с доказанной эффективностью. Мы провели несколько проектно-аналитических сессий в разных федеральных округах и сформировали кейсотеку по конкретным направлениям развития качества образовательных результатов. На форуме эту кейсотеку мы представили университетам, а также воспользовались возможностью обсудить с участниками сети перспективы УНИКО на ближайшие годы, — рассказала Елена Суханова, директор Института образования ТГУ.
Параллельно основной программе на форуме проходили мероприятия Школы молодых исследователей образования, где студенты из российских вузов погружались в проблемное поле и определяли направления для возможных научных изысканий. На третий день форума молодые исследователи выступили с докладами в формате конференции.
— Менять высшее образование, не учитывая мнение студентов — в корне неправильно. Потому что образование испытывает потребность в новых людях, а это как раз студенты. Уже на первом курсе многие из них хотят заниматься наукой, и часто у них нет «поля», где они могли бы это делать. И наша задача — помочь молодым исследователям, у которых есть потенциал, встретиться с опытными экспертами и пообщаться на равных, — говорит Мария Абрамова, директор Центра социологии образования Института образования ТГУ.
Форум завершился симпозиумом институтов образования российских вузов. О том, как будет развиваться сотрудничество университетов в области трансформации образования, рассказала Елена Суханова:
— Мы договорились о том, какую карту исследовательских данных, карту концептов и мероприятий будем совместно складывать в течение следующего года. Появились интересные предложения о том, какие должны быть акценты в этой карте: это и концепты технологий трансформации образования, и описание прецедентов трансформации с доказательной базой, и материалы междисциплинарных исследований. Все это ляжет в основу базы знаний по вопросам трансформации образования. Ну и конечно, на симпозиуме обсуждался опыт форума «Преобразование образования», построенного на антропоцентрических экосистемных принципах. И если мы говорим, что университеты должны поворачиваться лицом к студентам, то эту антропоцентричность нужно переносить и на форум, сделать его еще более развернутым к человеку.
Познакомиться с программой форума, перейти к записям трансляций и к презентациям спикеров можно по ссылке.