Новости

Исследователи института образования приняли участие в круглом столе по психологическому благополучию

Мария Абрамова, директор центра социологии образования, и Анастасия Ларионова, научный сотрудник института образования ТГУ, выступили на круглом столе «Психологическое благополучие в образовательной среде: от школы до аспирантуры». Мероприятие прошло в рамках XXIV Ясинской (апрельской) конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ.

На круглом столе исследователи обсудили различные подходы к изучению тематики, представили результаты проведенных исследований обучающихся на разных уровнях образования, а также меры, которые были бы эффективны в сложившейся ситуации.

— Мы рассказали об исследовании, которое проводили вместе с коллегами из НИУ ВШЭ в рамках зеркальной лаборатории «Образовательная успешность российских студентов». Эмпирической базой выступило анкетирование порядка 25 тысяч обучающихся российских вузов, проведенное в 2021 году. Оказалось, что проблема психологического благополучия чрезвычайно значима сейчас: три четверти студентов проявляют симптомы депрессивного состояния — от легкой до тяжелой степени. Причем, важно понимать, что необходимо оценивать ситуацию не в общей массе, а учитывать, что данные отличаются в разных группах. К наиболее уязвимым относятся, например, девушки (по сравнению с юношами) и студенты из семей с более низким социально-экономическим статусом, — рассказала Мария Абрамова.

В исследовании особое внимание уделено тому, как влияет на психологическое благополучие студентов формат обучения — очный, дистанционный и смешанный. Обнаружено, что именно смешанный формат обучения, когда часть занятий проходит в дистанционном формате, а часть — в очном, связан с увеличением вероятности симптомов психологического неблагополучия у студентов.

— В данном случае дело, скорее всего, не в самом формате, а в том, как он организован, насколько сложно переключаться, как сформировано расписание и так далее. При внедрении смешанного формата нужно уделять особое внимание этим вопросам. Вообще существуют разные точки зрения на то, должен ли вуз во всем поддерживать студента. Но мы исходим из того, что если студенту тяжело психологически, он не сможет нормально учиться. А значит, в этот сложный период университет должен не усложнять процесс, а наоборот — создавать комфортные условия для обучения, — пояснила Мария Абрамова.

Данные опросов и аналитики исследователи собрали в статье, опубликованной в журнале «Мониторинг общественного мнения» в конце 2022 года.
Исследования проходят в рамках проекта «Образовательная успешность студентов российских университетов: факторы, влияющие на образовательные результаты студентов», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Зеркальная лаборатория Центр социологии образования