Новости

Будущее педагогики обсудили в Калининграде

Сотрудники Института образования ТГУ стали участниками ХXIV Международного педагогического конгресса «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы». Конгресс состоялся в Калининграде в апреле и объединил порядка 1000 участников из 8 стран.

На мероприятие были приглашены ведущие отечественные и зарубежные специалисты по проблемам философии образования, психологии и междисциплинарных инновационных исследований. Основным организатором стал БФУ им. И. Канта, Томский государственный университет выступил стратегическим партнером конгресса.

Программа была насыщенной, около 30 площадок — панельных дискуссий, научных секций, симпозиумов и круглых столов. Институт образования ТГУ представил свое видение образования и перспектив его развития на нескольких дискуссионных площадках, где сотрудники ИО ТГУ выступили в качестве модераторов и экспертов.
Исследования в образовании и новая фундаментальность
Директор Института образования ТГУ Елена Суханова, в частности, приняла участие в работе панельной дискуссии «Ценности воспитания и „моральный закон во мне“», где участники обсуждали предмет деятельности современного педагога.
«В результате мы все согласились, что современное образование отвечает за подготовку человека к жизни в когнитивно сложном мире. Это означает, что сама образовательная деятельность человека должна быть реализована в сложных образовательных средах с серьезным задействованием когнитивного потенциала», — отмечает Елена Анатольевна.
Во время панельной дискуссии большое внимание уделили междисциплинарным исследованиям образования. Современные открытия биологии, нейронаук о человеке, с одной стороны, дают педагогу серьезные возможности задействовать психофизиологические и нейромеханизмы, а с другой стороны, значительно ограничивают педагогические действия. Прикладные — социологические, психологические — исследования показывают, кто приходит получать образование, с каким запросом и уровнем начальной подготовки, внутренней психологической конструкцией. Такого рода исследования позволяют подстраивать образовательных процесс под субъекта образования, что требует серьезной трансформации в управлении как университетским, так и школьным образованием.

ТГУ в целом и ИО ТГУ в частности тоже проводят ряд междисциплинарных исследований в сфере образования.
«Третий тип исследований касается того, что происходит с современным поколением, какие страты в этом поколении можно выделить, чем живут молодые люди, — говорит Елена Суханова. — Например, в ТГУ в 2023 году мы изучали ценностную компоненту современной молодежи, а также формулировали педагогические решения, с помощью которых можно влиять на ценности. Исследование показало, какие коммуникативные стратегии использует современное молодое поколение, какие стратегии познания. Такого рода исследования очень важны для развития педагогической деятельности, изменения педагогического образования».
На открытом заседании ФУМО во время Конгресса также обсуждали новую модель ВО: ее формирование и отработка существенно расширяют предметное поле педагогических исследований.
«Например, перед новым образованием стоит задача: обеспечить ускоренный выход на рынок труда. Уже с третьего курса студент должен получить возможность одновременно учиться и работать, пройти независимую оценку квалификации. Это существенно меняет весь учебный процесс в вузе. При этом с точки зрения психолого-педагогических исследований, ускоренный выход на рынок труда актуализирует проблему ранней профессионализации: нужно как можно раньше обеспечить готовность студентов к самоорганизации, самоопределению, обсуждению своего будущего. Это большая новация для всей системы ВО и вузы находятся в поиске ответов, как такую подготовку реализовать», — рассказывает Елена Анатольевна.
В контексте происходящей в высшем образовании трансформации участники конгресса затронули проблему поиска «новой фундаментальности», сохранения баланса между практикоориентированностью и фундаментальной подготовкой. Новый «фундамент» должен стать базисом для быстрого освоения профессионального процесса и работы с преобразованием профессиональной деятельности. При этом в саму идею фундаментальности сейчас вкладывается и междисциплинарность, и цифровой стандарт, и этическая, культурная позиция современного исследователя.

Новые идеи в подготовке специалистов в области педагогики
Полина Скидан, руководитель учебного офиса ИО ТГУ, и Мария Абрамова, директор Центра социологии образования, представили в Калининграде программы подготовки, которые реализуются на базе Института образования ТГУ.

На симпозиуме «STEAMTeach и образовательная инженерия: векторы образования будущего» Мария Абрамова представила структуру новой исследовательской магистратуры, которая отзывается на обозначенный выше тренд возрастающей роли как фундаментальных, так и прикладных исследований в образовании.

Полина Скидан рассказала о том, как происходит разворот образовательной программы в сторону практики в соответствии с задачей ранней профессионализации на примере программы педагогического бакалавриата.
«У нас также большой интерес вызвала секция, посвященная нейронаукам в образовании, т.к. это направление активно развивается в ТГУ. В рамках одной площадки удалось объединить исследовательские команды, разработнические, а также школьников и учителей, которые в школах делают проекты с «нейро». В процессе общения удалось наметить возможные точки сотрудничества в сфере нейронаук», — говорит Полина Скидан.
Вовлечение в работу ХXIV Международного педагогического конгресса задало не только новые векторы для сотрудничества. Томские участники конгресса отмечают, что благодаря коммуникации с коллегами из разных вузов и стран в ИО ТГУ активизируется обсуждение значимых с точки зрения организации образования аспектов, намечена корректировка текущих направлений работы.
Текст: Анна Васильченко
Центр социологии образования Модель развития педагогического образования Исследования