С 13 по 27 августа в МОЦ «Солнечный» прошла летняя техническая смена «Билет в будущее: дерзай и открывай» для учеников 5-11 классов. Смену провели Томский государственный университет и центр «Планирование карьеры». В течение двух недель 143 школьника из Томска, Новосибирска, Юрги, Иркутска, Лимассола и Москвы пробовали себя в научной деятельности под руководством студентов и сотрудников вузов.
За организацию образовательной и культурно-досуговой программы отвечал Центр развития современных компетенций ТГУ. В реализации образовательной программы приняли участие студенты и представители факультетов и институтов ТГУ (РФФ, ФТФ, ИО, HITS, БИ, ХФ), а также сотрудники Сибирского ботанического сада ТГУ, СКБ «Беспилотные авиационные системы» и ПИШ «Агробиотек» ТГУ.
Главной задачей технической смены было дать детям возможность почувствовать себя настоящими учеными и погрузиться в культуру научно-исследовательской деятельности в неформальной обстановке детского лагеря.
За организацию образовательной и культурно-досуговой программы отвечал Центр развития современных компетенций ТГУ. В реализации образовательной программы приняли участие студенты и представители факультетов и институтов ТГУ (РФФ, ФТФ, ИО, HITS, БИ, ХФ), а также сотрудники Сибирского ботанического сада ТГУ, СКБ «Беспилотные авиационные системы» и ПИШ «Агробиотек» ТГУ.
Главной задачей технической смены было дать детям возможность почувствовать себя настоящими учеными и погрузиться в культуру научно-исследовательской деятельности в неформальной обстановке детского лагеря.
«На смене дети знакомятся с наукой не через скучные лекции: наука прямо у них под ногами в прямом смысле. Школьники проводят полевые исследования, пробуют создавать модели и печатать их на 3D-принтере, учатся применять математические формулы в жизни. А еще видят таких же заинтересованных ребят, заводят знакомства и делают вместе что-то неповторимое и крутое. Наука и обучение смешиваются с весельем и драйвом, что и дает неплохой эффект», — пояснил организатор смены и специалист ЦРСК ТГУ Артем Белов.
Программа смены включала три блока: soft-блок, исследовательский и проектный. В первом ребята знакомились друг с другом и лагерем, а также развивали свои универсальные компетенции с помощью тренингов, игр, мастер-классов и квестов: учились работать с информацией, прокачивали навыки коммуникации и командной работы.
Для второго блока, исследовательского, факультеты и институты вузов подготовили реальные научные кейсы. Участники могли выбрать интересную им тему для исследования в одном из шести хабов. Так, в техническом хабе школьники изучали тенденции на рынке труда и реакции мозга на раздражители с помощью современных цифровых средств и электронного оборудования. В биологическом и экологическом — видовое разнообразие живых организмов на территории лагеря, химический состав воды и «зеленую» энергетику. В картографическом хабе ребята создавали карту лагеря и измеряли площадь неправильных объектов, в инженерном — разрабатывали экзоскелет и луноход, а в агро-хабе — исследовали почву и растения.
Затем команды перешли к проектному блоку смены, в котором им предстояло реализовать собственные проекты и представить готовый продукт. Сделать это можно было на основе знаний и открытий, полученных в исследованиях, но при желании участники могли сменить тему. Для некоторых проектов заказчиком стал сам Центр «Солнечный»: под его запрос разрабатывались такие проекты, как «Дизайн пространства коворкинга», «Город-сад», «Домик для насекомых», «Экзоскелет» и другие.
Для второго блока, исследовательского, факультеты и институты вузов подготовили реальные научные кейсы. Участники могли выбрать интересную им тему для исследования в одном из шести хабов. Так, в техническом хабе школьники изучали тенденции на рынке труда и реакции мозга на раздражители с помощью современных цифровых средств и электронного оборудования. В биологическом и экологическом — видовое разнообразие живых организмов на территории лагеря, химический состав воды и «зеленую» энергетику. В картографическом хабе ребята создавали карту лагеря и измеряли площадь неправильных объектов, в инженерном — разрабатывали экзоскелет и луноход, а в агро-хабе — исследовали почву и растения.
Затем команды перешли к проектному блоку смены, в котором им предстояло реализовать собственные проекты и представить готовый продукт. Сделать это можно было на основе знаний и открытий, полученных в исследованиях, но при желании участники могли сменить тему. Для некоторых проектов заказчиком стал сам Центр «Солнечный»: под его запрос разрабатывались такие проекты, как «Дизайн пространства коворкинга», «Город-сад», «Домик для насекомых», «Экзоскелет» и другие.
«Моя команда занималась темой чистой энергии: мы изучали потенциал использования солнечных батарей, делали замеры освещенности, ставили эксперименты. Я, наверное, впервые почувствовал, что такое реальное исследование. Ранним утром или поздним вечером, когда на улице никого нет, мы сидели, измеряли что-то, замечали разные мелочи. Например, оказалось, что слизням очень нравятся карандаши, которые мы использовали как колышки — они постоянно на них забирались. В итоге нам даже сказали, что все, что мы делали, имело уже такой уровень, что вполне сошло бы для курсовой работы первого курса!», — поделился своими впечатлениями от участия в смене Евгений Сергеев, ученик 11 класса лицея при ТПУ.
Помимо основной программы смены ребята развивались творчески: проводили концерты, дискотеки, участвовали в мастер-классах, играх и спортивных мероприятиях. А в конце каждого дня тьюторы проводили для участников рефлексию, чтобы помочь им осознать полученный опыт и понять, чем они хотели бы продолжить заниматься в университете в будущем.
«День закрытия смены был очень душевным, участники делились своими впечатлениями и открытиями. Многие нашли друзей и посмотрели на себя новым взглядом: увидели в себе исследователей, проектировщиков. Для многих смена также стала точкой роста, и очень ценно, что ребята сами для себя это выявили. Еще один важный результат лагеря — это формирование сообщества, разделяющего ценности личностного развития, науки и изменения мира через проекты. Мы как организаторы остались довольны тем, что реализовали практически все линии, которые закладывали», — отметила организатор смены и эксперт Института образования ТГУ Надежда Муха.
Посмотреть больше фотографий со смены можно в альбомах группы Центра развития современных компетенций ТГУ «ВКонтакте» (https://vk.com/k21.center).
Текст: Юлия Ермальчук