14-16 февраля 2023 года на базе Института образования ТГУ в рамках сетевых проектов научно-образовательного консорциума «Большой Университет Томска» прошел семинар для начинающих и действующих педагогов «Обучение смене ролей и позиций как образовательная практика в подростковой школе».
Ведущими семинара стали авторы проекта-победителя грантового конкурса «Обрсоюза» СОТ («Сквозные образовательные траектории»), педагоги Школы «Эврика-развитие» г. Томска Аркадий Петров, Катерина Григоренко, Максим Чередниченко и Ольга Анохина, участниками - педагоги Калининграда, Томска, Новосибирска, Красноярска, Якутска, Бодайбо, Тулуна, Иркутска, Челябинска, Москвы, Хабаровска (онлайн), а также студенты ТГУ и ТГПУ.
Семинар стал событием приобщения участников – будущих и настоящих агентов развития образовательных практик – к пробам по изменению содержания образования через изменение методики разворачивания предмета «Литература», где на первый план выходит смена ролей и позиций как базовый способ работы с литературным материалом, способ его проживания, практикования и осмысления. В ходе трехдневного погружения в тематику были затронуты следующие вопросы:
Ведущими семинара стали авторы проекта-победителя грантового конкурса «Обрсоюза» СОТ («Сквозные образовательные траектории»), педагоги Школы «Эврика-развитие» г. Томска Аркадий Петров, Катерина Григоренко, Максим Чередниченко и Ольга Анохина, участниками - педагоги Калининграда, Томска, Новосибирска, Красноярска, Якутска, Бодайбо, Тулуна, Иркутска, Челябинска, Москвы, Хабаровска (онлайн), а также студенты ТГУ и ТГПУ.
Семинар стал событием приобщения участников – будущих и настоящих агентов развития образовательных практик – к пробам по изменению содержания образования через изменение методики разворачивания предмета «Литература», где на первый план выходит смена ролей и позиций как базовый способ работы с литературным материалом, способ его проживания, практикования и осмысления. В ходе трехдневного погружения в тематику были затронуты следующие вопросы:
- Новая образовательная модель подростковой школы. Что меняется, когда появляется разно позиционное обучение? Почему эффективнее смена ролей, а не ранняя профориентация (закрепление удачной роли в качестве поведенческого образца)? Возможное и возможное невозможное: каким может быть список ролей (карта ролей и позиций) в образовании?
- Чем роль отличается от позиции, и почему смена ролей приводит к позиционированию? Почему роль определяет и точку зрения, и отношение к тому, что ты делаешь?
- Критик и исследователь: две роли с одним корнем? Как вырастить в себе исследователя, а вместе с ним и исследовательскую позицию? Технология работы с переключением внимания и картирование.
- Почему автор становится читателем гораздо органичнее, чем читатель — автором? «Быстрое авторство» и технология стимулирования творческой активности: автор-поэт. «Медленное авторство» и практика работы с прозаическими текстами: автор-прозаик.
Голоса участников семинара:
Тема очень актуальная для нас, с удовольствием погружаюсь с вами в нее и вижу большой потенциал работы по этой теме внутри нашего коллектива. Поэтому по возможности буду все смотреть, слушать, надеюсь на запись, чтобы уже проработать материал с нашими методистами и завучами и нести новые идеи в коллектив нашей школы. — Елена Солтыс, учитель, Калининград
Я пришел на семинар с определенной целью: изучить современного учителя (кто он?), сформулировать его образ. Разве можно было пройти мимо мероприятия, где собрались несколько современных педагогов, да ещё и со своей оригинальной программой?
Прослушанные и «попрактикованные» часы семинара помогли мне понять, что обучение литературе может быть не таким скучным, как это было у меня в школе. После озвученной информации мне захотелось пробовать (может, не сразу, но со временем и по чуть-чуть). За несколько дней я вник в процесс преобразования педагогической системы, познакомился с ориентирами руководящей силы данного проекта, методологией. Я обратился не только к учителю, но и к феноменологии самого образования, обучения. Современный педагог не может не задаваться вопросом, как правильно учить ребёнка в 21 веке, как грамотно выстроить педагогическую систему и привлечь к ней инвесторов (нематериальные инвестиции идейных людей). — Казанцев Данила, Филфак ТГУ, 1 курс
Практики 2-го и 3-го дней заставили вытащить что-то из себя и показать это другим. Были внутренние противоречия, которые, к моему счастью, я хотя бы частично смогла преодолеть. Как мне кажется, такая практика действительно необходима в школе. Ученики и учителя должны уметь найти в себе силы и способности, чтобы выйти из определенной зоны комфорта и создать вместе нечто крайне необычное для них. На семинаре мы создавали такое, и это было увлекательно и экспериментально для меня.
Надеюсь, что рано или поздно мне удастся попробовать хотя бы что-нибудь из услышанного на педагогической практике, чтобы ещё раз это пощупать и передать приобретённое знание другим.
Смена ролей и позиций действительно позволяет открыть миллионы и миллиарды граней того или иного предмета, к которому мы обращаемся. И конкретно на литературе эти грани можно с большим успехом открывать с помощью включения воображения, мышления и речи. — Половинко Анастасия, Институт образования, 1 курс
Первое, что хочется отметить - это то, что время, проведённое на семинаре, пролетало незаметно, а иногда его даже не хватало. Семинар был наполнен множествами практик: это круто, что каждый участник мог побыть в роли ученика и примерить на себя придуманную концепцию. Все проходило энергично и динамично. Для меня, как студента, откликнулась идея про различие мышления от размышления, понимания, воображения и тд. Я бы хотела потренироваться различать свои процессы сознания, например, в своих эссе. Для меня как человека, познающего образование со всех его сторон, было важным также увидеть реальный пример того, как меняется образование, благодаря чему и каким людям. В ходе семинара у меня возникало много вопросов, хотелось вступать в коммуникацию с лекторами, да и в принципе со всеми участниками, но делала я это редко, потому что вопросы улетучивались в процессе слушания. Практика театральной педагоги показала, как хорошо она влияет на сближение людей и раскрепощение, на творческое и креативное мышление, а также импровизационное действие. Уже плохо помню первый день, но в тот день я поняла, что все можно и не переживала от того, что где-то я отступаю от задания. В эти три дня я прокачала софт скилы. Я рада, что у меня есть возможность посещать такого рода мероприятия, поняла я это, когда после невероятно скучной лекции, где было несколько факультетов и лектору сложно было вести пару, отвлекаясь на шум и сбиваясь в своей речи, я пришла на семинар и оживилась. Я старалась впитать каждое слово и осмыслить его у себя в голове. Идеи, изложенные на семинаре, мне было легко сравнивать с тем, о чем мы говорим на парах в ИО. Думаю я долго, смакуя и вспоминая разные детали, поэтому мне понадобится ещё побольше времени, чтобы все разложить по полочкам. — Карина Заборовская, Институт образования, 1 курс
Прежде всего, меня заинтересовало само восприятие «школы» в современных методиках преподавания. Восприятие это значительно отличается от того, что было привито нашему поколению с детства постсоветским социумом. А как известно, меняя взгляд на вещи, мы меняем их для себя совершенно (как в первый день семинара: «не перелистывать страницу, а обойти доску»). Следовательно, для меня самым большим приобретением за время семинара стала возможность посмотреть на привычные и до тошноты надоевшие категории новым трезвым взглядом, не лишенным, конечно, и чисто праздного интереса.
Я не планирую становиться учителем, хотя и имею неплохой педагогический опыт. Всё-таки, я считаю, что слишком много ещё невероятно душной, формализованной до абсурда школьной системы, где нет места поддержке простого энтузиазма (не говоря уже о том, что в подавляющем большинстве, работаешь ты за «идею» и выгораешь гораздо чаще, чем наслаждаешься), но так как предугадать пути судьбы невозможно, вполне вероятно, что полученная информация лишней точно не будет - буду использовать её для развития новых стратегий в общении и действиях! Спасибо за работу.❤️ — Худяшова Мария, ТГУ