Трансформация практики ДПО в российских университетах: переход к сопровождению развития потенциала человека
Научно-методические рекомендации
В научно-методических рекомендациях представлены принципы, формы и средства обновления практики ДПО, которые могут содействовать улучшению качества жизни взрослых людей, повышению их благополучия и личной экономической эффективности.
Профессиональное обучение и переобучение взрослых — важный источник пополнения и воспроизводства человеческого капитала, что значимо для развития государства. Решить задачу поддержки и развития человеческого потенциала поможет антропологический взгляд на образование взрослых и введение в системную практику работы с ними антропоцентричных программ и сервисов.
Научно-методические рекомендации ориентированы на создателей антропоцентричных программ ДПО. Текст включает:
  • теоретический минимум о потенциале антропоцентрических программ;
  • методические материалы по организации сопровождения развития человека;
  • сценарии взаимодействия университетов в региональной среде и др.
Принципы антропоцентричных программ ДПО
1
Индивидуализация процесса с опорой на субъектный опыт обучающегося и особенности его индивидуальности;
2
Актуализация процессов самонавигации и самоорганизации в образовательном пространстве;
3
Актуализация пробного действия как ключевого способа самоопределения;
4
Организация осмысления участниками программ своих достижений, трудностей, задач развития;
5
Актуализация личностного и карьерного прогресса при измерении результатов образовательных программ;
6
Ориентация на создание образовательных и профессиональных сообществ;
7
Интерактивность образовательного взаимодействия, гибкий подход к сценариям образовательного взаимодействия;
8
Усиление связанности через создание механизмов и условий целесообразной и осмысленной интеграции процессов ДПО и всех субъектов, причастных к ним (экосистемная полисубъектность).
Основной механизм трансформации дополнительных профессиональных программ — антропосервисы, усиливающие взаимосвязь индивидуальной образовательной истории человека с его карьерным прогрессом и самореализацией.
Акселератор карьерных смыслов
Технология создания условий для самоопределения человека в направлении индивидуальной, образовательной и профессиональной траектории.
  • Победа в номинации «Лучший проект» на всероссийском конкурсе Минтруда в сфере занятости в 2022 г. Передана в ЦЗН г. Томска
Результаты апробации
  • 88 %
    стали понятны условия для обучения в проекте
  • 59 %
    получили новую полезную информацию о проекте
  • 53 %
    Индекс потребительской лояльности NPS
  • 73 %
    получили исчерпывающие ответы о проекте и программах
  • 25 %
    увидели возможности предлагаемых программ
Тьюторское сопровождение в ДПО
Технология работы с образовательным запросом участников, построения карты ресурсов для развития, рефлексии образовательного и профессионального опыта.
Результаты апробации
  • 59 %
    слушателей повысили самостоятельность в профессиональных решениях и снизили барьеры профессионального развития
  • 48 %
    сформировали или усилили профессиональную идентичность и карьерные приоритеты
  • у 56 %
    увеличились показатели удовлетворенности жизнью
  • 40 %
    отмечают повышение материального положения
  • > 90 %
    слушателей достигли целей, которые ставили при «входе» в программу
  • 20 %
    сформировали или усилили ценность самообразования
Кейсы лучших практик «Марафона эффективных решений ДПО»
Проанализированы прецеденты взаимодействия университетов и других акторов развития человеческого капитала регионов (включая представителей рынка труда, региональные органы исполнительной власти, службы занятости населения)
  • 100 представителей
    команд-разработчиков
  • 20 регионов
    регионов России
  • > 22 часов
    онлайн-разбора представленных кейсов
Изучите полный текст
При создании рекомендаций проанализированы прецеденты взаимодействия университетов и других акторов развития человеческого капитала регионов (включая представителей рынка труда, региональные органы исполнительной власти, службы занятости населения) в процессе реализации федерального проекта «Содействие занятости».
Научно-методические рекомендации изданы в рамках проекта «Трансформация модели дополнительного профессионального образования российских университетов с позиций антропологического подхода в контексте повышения качества жизни» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.