Преподаватель Института образования ТГУ, доцент факультета психологии Валерия Мацута — о книгах, которые помогут педагогам и методистам разрабатывать надежные и достоверные тесты. Книги содержат теоретические основы и практические советы.
«Современному преподавателю необходимо развивать компетенции в области психометрики. Это поможет создавать, применять и оценивать качество как психологических, так и образовательных тестов. В ТГУ мы активно внедряем экспертизу инструментов оценивания, которые используются при реализации образовательных программ. Уверена, подборка актуальных книг по психометрике поможет не только преподавателям нашего университета», — отмечает Валерия.
1. «Композиция тестовых заданий», Вадим Аванесов
Это руководство для педагогов, которые хотят по-научному подходить к разработке тестов. Книга дает необходимые теоретические основы, но ее большая часть посвящена именно практике.
2. «Тестирование учебных достижений», Владимир Ким
В этой монографии речь идет об основных понятиях тестологии, принципах структуры и формы тестовых заданий. Но больше всего внимания уделяется повышению качества тестирования.
3. «Теория и практика конструирования педагогических тестов», Марина Челышкова
Пособие ориентировано на учителей и преподавателей, впервые приступающих к разработке гомогенных тестов — тестов, предназначенных для проверки знаний по одному предмету или дисциплине (в отличие от гетерогенных, проверяющих междисциплинарные знания).
4. «Основы тестологии», Светлана Семеновская
Это пособие создавалось в первую очередь для студентов-педагогов профиля «Филологическое образование», поэтому и примеры в нем — из тестов по русскому языку, в т.ч. из материалов ЕГЭ. Однако рекомендации и принципы, изложенные в пособии, универсальны и применимы для разработки тестов в любой предметной области.
5. «Тестовый контроль в образовании», Надежда Ефремова
В этом пособии педагогические измерения рассматриваются с точки зрения качества образования — как один из инструментов, способных его оценить и повысить. Тестирование рассматривается и как метод контроля успеваемости, и как метод обучения.
Следующие книги хорошо знакомы студентам-психологам, освоившим психодиагностику и смежные дисциплины:
6. «Психометрика: введение», Майкл Фер, Верн Бакарак
Базовое пособие, которое и знакомит с психометрикой новичков, и разбирает более тонкие вопросы и проблемы, возникающие у опытных психометристов.
7. «Справочное руководство по конструированию тестов», Пол Клайн
Эта книга — одновременно и справочник, в котором можно найти толкование множества специальных понятий из психометрики, и методическое пособие по созданию тестов. Речь в книге идет в первую очередь о психологических тестах. Однако информация, изложенная в руководстве, будет полезна для разработки валидных и надежных тестов в любой сфере, в т.ч. в педагогике.
8. «Психологическое тестирование», Анна Анастази, Сьюзан Урбина
Это одно из самых известных и классических изданий — настоящая энциклопедия тестологии. В нем рассказывается об истории и предпосылках появления тестирования в его современном виде, о применении тестов в разных сферах деятельности, в т.ч. в образовании.
9. «Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом», Александр Шмелев
Это практическое руководство, адресованное широкому кругу специалистов различного профиля — вузовских преподавателей и специалистов по оценке персонала, связанных с разработкой и применением тестов для оценки знаний и профессионально-важных качеств человека.
Это руководство для педагогов, которые хотят по-научному подходить к разработке тестов. Книга дает необходимые теоретические основы, но ее большая часть посвящена именно практике.
2. «Тестирование учебных достижений», Владимир Ким
В этой монографии речь идет об основных понятиях тестологии, принципах структуры и формы тестовых заданий. Но больше всего внимания уделяется повышению качества тестирования.
3. «Теория и практика конструирования педагогических тестов», Марина Челышкова
Пособие ориентировано на учителей и преподавателей, впервые приступающих к разработке гомогенных тестов — тестов, предназначенных для проверки знаний по одному предмету или дисциплине (в отличие от гетерогенных, проверяющих междисциплинарные знания).
4. «Основы тестологии», Светлана Семеновская
Это пособие создавалось в первую очередь для студентов-педагогов профиля «Филологическое образование», поэтому и примеры в нем — из тестов по русскому языку, в т.ч. из материалов ЕГЭ. Однако рекомендации и принципы, изложенные в пособии, универсальны и применимы для разработки тестов в любой предметной области.
5. «Тестовый контроль в образовании», Надежда Ефремова
В этом пособии педагогические измерения рассматриваются с точки зрения качества образования — как один из инструментов, способных его оценить и повысить. Тестирование рассматривается и как метод контроля успеваемости, и как метод обучения.
Следующие книги хорошо знакомы студентам-психологам, освоившим психодиагностику и смежные дисциплины:
6. «Психометрика: введение», Майкл Фер, Верн Бакарак
Базовое пособие, которое и знакомит с психометрикой новичков, и разбирает более тонкие вопросы и проблемы, возникающие у опытных психометристов.
7. «Справочное руководство по конструированию тестов», Пол Клайн
Эта книга — одновременно и справочник, в котором можно найти толкование множества специальных понятий из психометрики, и методическое пособие по созданию тестов. Речь в книге идет в первую очередь о психологических тестах. Однако информация, изложенная в руководстве, будет полезна для разработки валидных и надежных тестов в любой сфере, в т.ч. в педагогике.
8. «Психологическое тестирование», Анна Анастази, Сьюзан Урбина
Это одно из самых известных и классических изданий — настоящая энциклопедия тестологии. В нем рассказывается об истории и предпосылках появления тестирования в его современном виде, о применении тестов в разных сферах деятельности, в т.ч. в образовании.
9. «Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом», Александр Шмелев
Это практическое руководство, адресованное широкому кругу специалистов различного профиля — вузовских преподавателей и специалистов по оценке персонала, связанных с разработкой и применением тестов для оценки знаний и профессионально-важных качеств человека.