Использование cookie
Мы используем файлы cookie и метрики рейтинга. Продолжая находиться на сайте, вы соглашаетесь с этим на условиях, указанных по ссылке. Если вы против этого, то вам нужно покинуть этот сайт.
Использование cookie
Блог

Оценивание знаний на научной основе

Преподаватель Института образования ТГУ, доцент факультета психологии Валерия Мацута — о книгах, которые помогут педагогам и методистам разрабатывать надежные и достоверные тесты. Книги содержат теоретические основы и практические советы.
«Современному преподавателю необходимо развивать компетенции в области психометрики. Это поможет создавать, применять и оценивать качество как психологических, так и образовательных тестов. В ТГУ мы активно внедряем экспертизу инструментов оценивания, которые используются при реализации образовательных программ. Уверена, подборка актуальных книг по психометрике поможет не только преподавателям нашего университета», — отмечает Валерия.
1. «Композиция тестовых заданий», Вадим Аванесов

Это руководство для педагогов, которые хотят по-научному подходить к разработке тестов. Книга дает необходимые теоретические основы, но ее большая часть посвящена именно практике.

2. «Тестирование учебных достижений», Владимир Ким

В этой монографии речь идет об основных понятиях тестологии, принципах структуры и формы тестовых заданий. Но больше всего внимания уделяется повышению качества тестирования.

3. «Теория и практика конструирования педагогических тестов», Марина Челышкова

Пособие ориентировано на учителей и преподавателей, впервые приступающих к разработке гомогенных тестов — тестов, предназначенных для проверки знаний по одному предмету или дисциплине (в отличие от гетерогенных, проверяющих междисциплинарные знания).

4. «Основы тестологии», Светлана Семеновская

Это пособие создавалось в первую очередь для студентов-педагогов профиля «Филологическое образование», поэтому и примеры в нем — из тестов по русскому языку, в т.ч. из материалов ЕГЭ. Однако рекомендации и принципы, изложенные в пособии, универсальны и применимы для разработки тестов в любой предметной области.

5. «Тестовый контроль в образовании», Надежда Ефремова

В этом пособии педагогические измерения рассматриваются с точки зрения качества образования — как один из инструментов, способных его оценить и повысить. Тестирование рассматривается и как метод контроля успеваемости, и как метод обучения.

Следующие книги хорошо знакомы студентам-психологам, освоившим психодиагностику и смежные дисциплины:

6. «Психометрика: введение», Майкл Фер, Верн Бакарак

Базовое пособие, которое и знакомит с психометрикой новичков, и разбирает более тонкие вопросы и проблемы, возникающие у опытных психометристов.

7. «Справочное руководство по конструированию тестов», Пол Клайн

Эта книга — одновременно и справочник, в котором можно найти толкование множества специальных понятий из психометрики, и методическое пособие по созданию тестов. Речь в книге идет в первую очередь о психологических тестах. Однако информация, изложенная в руководстве, будет полезна для разработки валидных и надежных тестов в любой сфере, в т.ч. в педагогике.

8. «Психологическое тестирование», Анна Анастази, Сьюзан Урбина

Это одно из самых известных и классических изданий — настоящая энциклопедия тестологии. В нем рассказывается об истории и предпосылках появления тестирования в его современном виде, о применении тестов в разных сферах деятельности, в т.ч. в образовании.

9. «Практическая тестология: тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом», Александр Шмелев

Это практическое руководство, адресованное широкому кругу специалистов различного профиля — вузовских преподавателей и специалистов по оценке персонала, связанных с разработкой и применением тестов для оценки знаний и профессионально-важных качеств человека.
Трансформация высшего образования