Использование cookie
Мы используем файлы cookie и метрики рейтинга. Продолжая находиться на сайте, вы соглашаетесь с этим на условиях, указанных по ссылке. Если вы против этого, то вам нужно покинуть этот сайт.
Использование cookie
Новости

Новая стратегия определит развитие российского образования до 2040 года

Проекты Исследования Качество образования
С осени прошлого года во всех регионах России ведется масштабная работа по созданию Стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Проект разрабатывается в соответствии с поручением Президента РФ Владимира Путина с целью всесторонней подготовки молодых поколений к вызовам будущего.
В создании Стратегии участвуют более 650 человек: эксперты в области образования, ректоры ведущих университетов, представители бизнеса и госкорпораций, а также учащиеся и их родители. Координируют работу Администрация Президента и Правительство РФ. Ожидается, что готовый документ будет представлен Владимиру Путину и вступит в силу весной этого года.
Стратегия должна создать единый понятийный аппарат для всей системы образования, определить долгосрочные цели и задачи, а также миссию и ценности образования с учетом современных вызовов: изменений на рынке труда, демографических вопросов, цифровизации всех сфер жизни, экономико-административных барьеров и др.
Для работы над Стратегией создали 14 профильных рабочих групп и одну редакторскую группу, которая составляет текст документа. Группу по разработке стратегии развития высшего образования, включающую более 100 экспертов со всей страны, возглавил ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский. Координационную функцию в группе выполняет Институт образования ТГУ.
В начале работы над стратегией развития ВО в ТГУ собрали небольшую аналитическую группу, куда вошли сотрудники разных подразделений университета. Ее участники занимаются обработкой материалов, которые генерирует в ходе еженедельных дискуссий экспертная группа — ректоры, проректоры и руководители структурных подразделений ведущих вузов России. Большинство участников аналитической группы — эксперты ИО ТГУ.
«Помимо координации групп экспертов и аналитиков, сотрудники института сами содержательно участвуют в разработке стратегии. Директор ИО Елена Суханова входит в редакторскую группу. Заведующий лабораторией философии образования Лев Плюснин занимается концептуализацией идей и обобщением результатов экспертных обсуждений. Коллеги из Центра социологии образования сформировали предложения во всероссийский опросник, который проводился на портале „Госуслуги“, и помогли со сбором данных. В создании аналитических записок, ставших базой для разработки вызовов и решений для высшего образования, участвовали сразу несколько сотрудников ИО. Результат работы экспертов и аналитиков к моменту выступления на Координационном совете Правительства оформляется в специальный формат презентаций-триптихов: с этим помогают Яна Пчелинцева (Институт экономики и менеджмента ТГУ) и Мария Козгова (Управление информационной политики)», — рассказала Ульяна Захарова, координатор аналитической группы, старший научный сотрудник ИО ТГУ.
За четыре месяца члены рабочей группы обсудили вызовы, с которыми сталкивается высшее образование в России, провели работу над аналитическими материалами, уделили внимание научному компоненту, а также разработали предложения по мероприятиям, учитывая опыт уже реализованных ранее проектов — в т. ч. пилотного проекта по изменению системы высшего образования.
Для будущей стратегии особенно важны три фокуса: место университета в обеспечении научно-технологического лидерства и суверенитета, влияние университетов на устойчивое пространственное развитие страны, а также роль вуза в развитии человека и личности, его самореализации и профессионализации.
«Важно, чтобы вуз был пространством для самореализации студентов в самых различных сферах. В нашем постоянно меняющемся мире мы не можем знать, что понадобится специалисту в определенной деятельности через три, пять или десять лет, поэтому нужно дать студенту возможность осваивать то, что он хочет, в чем видит свой потенциал», — пояснила Ульяна.
Теперь рабочим группам предстоит объединить свои предложения и мероприятия в единый документ для всех уровней системы образования, после чего он будет представлен заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Чернышенко и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Полностью доработанный документ представят весной Президенту России Владимиру Путину.