Новости

На совете экспертов обсудили результаты и проблемы «пилота»

Качество образования
На встрече руководителей вузов-«пилотов», которую организовала «Российская газета», Томский государственный университет представляла директор Института образования Елена Суханова.

К 2026 году все вузы в России обязаны перейти на обновленную систему образования. Главная идея этого проекта заключается в более гибких сроках обучения, увеличении количества практики, более тесном сотрудничестве университетов с потенциальными работодателями. Вместо традиционного бакалавриата будут вводиться программы базового высшего образования, которые позволят продолжить обучение на специализированном уровне (аналог магистратуры), а затем и на уровне аспирантуры.

Шесть отечественных вузов, в том числе Томский государственный университет, являются пилотными: от них ждут результатов апробации нововведений перед тиражированием опыта на всю систему высшего образования. Для живого обсуждения проектов, которые идут сейчас на местах, «Российская газета» собрала совет экспертов — руководителей университетов-пилотов. ТГУ на встрече представила заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования Елена Суханова.

Она рассказала, что по результатам большого опроса, проведенного в конце 2022 г., обнаружилось, что 70% работодателей недовольны качеством высшего образования. 87% студентов хотят многообразия треков, индивидуальные траектории. Более 90% родителей первокурсников высказались за идею дополнительных квалификаций и возможность ускоренного выхода на рынок труда. Это подтверждает мысль о том, что предпосылки к переходу на новую систему образования чувствовались не только изнутри, но и снаружи.

ТГУ в рамках «пилота» реализует 35 направлений подготовки. Востребованными оказались те направления, где добавляется цифровая компонента. Например, программа «Цифровой юрист». Или программы, усиливающие «цифровую» подготовку специалистов по финансовым технологиям.
«По всем новым направлениям мы создали программы предуниверсария. Нужен выход на школьный уровень, представление новых направлений ребятам, работа с родителями», – Елена Суханова.
С Еленой Анатольевной согласны и другие участники встречи: пилотный проект неминуемо затронет практически все уровни образования, а не только высшее.
«Атмосферу вовлеченности, мотивации невозможно создавать только в вузе, не опираясь на то, что делается в школе», – считает ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.
Ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова подчеркнула, что вузу важно не только найти талантливого, хорошо подготовленного абитуриента, но и выяснить, хочет ли он именно в этом учебном заведении получить образование. Ведь неправильно сделанный выбор может стоить абитуриенту нескольких потерянных лет. Поэтому знакомить школьника с вузом нужно даже не в старших, а в средних классах – чтобы было время самоопределиться.

Еще одна из важнейших тем обсуждения — уроки, которые должны усвоить университеты, которые в 2026 году начнут переход на новую систему образования. Участники «пилота» акцентировали внимание на то, что эксперимент идет эффективно, однако пока сложно увидеть в разрозненных практиках какую-то единую модель. Второй момент – тиражируемость опыта пилотных вузов. Насколько возможно то, что удалось реализовать в шести университетах, перенести на почву всех вузов страны? Об этом экспертам еще предстоит рассуждать как минимум ближайший год.
Текст: Анна Васильченко
Фото: пресс-служба ТГУ; «Российская газета»