Новости

Сетевые образовательные программы для Большого университета Томска

Качество образования
15 декабря эксперты УНИКО провели проектный семинар по разработке сетевых образовательных программ для вузов Большого университета Томска. 

— Одна из ключевых линий проекта УНИКО — проработка факторов, которые влияют на качество образовательных результатов и на выработку механизмов обеспечения качества, реально востребованных вузами в зависимости от региональной социально-экономической ситуации. Проектно-аналитические сессии в этом году прошли в разных федеральных округах. И практически в каждом регионе проявляются свои специфические условия и проектные решения. Тематическим фокусом обсуждения вузами Томска становится своя специфическая задача, которая была поставлена в 2019 году — создание Большого университета Томска, — отметила Елена Суханова, заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ. 

Под сетевой формой реализации образовательных программ (далее — сетевая образовательная программа, СОП) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.

Тема сетевых образовательных программ является одной из ключевых для Большого университета, поскольку она связана с развитием вузовского комплекса через консолидацию ресурсов. При этом СОП — одна из неудобных тем для университетов, поскольку создание таких программ связано с барьерами разного характера: прежде всего, с закрытостью вузов и непониманием целевого назначения СОП. 

— В Большом университете Томска пока более активно развивается совместная научная деятельность, но в программе „складывания“ одной из основных объединяющих линий являются именно СОП. Сегодня это и ставка в национальной системе высшего образования, в которую будут вкладываться ресурсы. В связи с этим необходимо выйти на кооперацию возможностей, которые есть у томских вузов, пройдя барьер конкуренции, которая всегда присутствовала между университетами, — отметил Илья Мясников, заместитель проректора по образовательной деятельности, декан ФЖ ТГУ. 

Вузы представили собственные практики реализации совместных образовательных программ.
  • ТПУ и СибГМУ работают совместно в рамках Инженерной школы ядерных технологий: образовательная программа направлена на обучение студентов с использованием действующих ядерного реактора и циклотрона, активно применяющихся для разработки решений в сфере ядерной медицины. 
  • ТГУ представил опыт физико-технического факультета, который имеет большой опыт деятельности в рамках СОП, которые разрабатываются под заказ непосредственных стейкхолдеров. 
  • В ТГПУ специалисты нашли возможность организации сетевого взаимодействия по модели «вуз — предприятие», которая поможет решить проблему нехватки квалифицированных учителей в стране.
  • ТГАСУ в вопросах реализации СОП исходит из растущего спроса на российских специалистов в области промышленно-гражданского строительства и рассматривает кооперацию с другими университетами под конкретные заказы и запросы. 

— Вузы демонстрируют готовность работать в рамках СОП, однако пока значительную часть инициатив составляют локальные и, вероятно, краткосрочные кооперации, связанные только с восполнением конкретных дефицитов по узким направлениям и проблематикам. Мы убеждены, что более комплексные обсуждения развития такого объединения как Большой университет Томска позволят университетам проявить для себя новые смыслы кооперации, — отметила Елена Суханова.

Работа над совместными образовательными программами Большого университета Томска продолжится внутри вузов на уровнях руководителей образовательных программ, факультетов, руководства университетов и региональных стейкхолдеров. Необходимо привлечение к обсуждению экспертов из разных инстанций: это и компании с опытом разработки СОП или с готовыми платформами для них, и министерства, и надзорные органы в сфере высшего образования и пр. На следующей сессии также запланировано обсудить имеющиеся правовые барьеры в деле разработки и реализации сетевых образовательных программ.