С 23 по 25 октября в Высшей школе экономики прошла XV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО). Главной темой конференции в 2024 году стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Исследовательские наработки Томского государственного университета на конференции представили сотрудники Института образования.
«Институт образования ТГУ является партнером конференции ИВО и участвует в ней на регулярной основе уже много лет. Это очень значимое для нас событие, поскольку конференция собирает вместе “заряженных” людей, увлеченных исследователей высшего образования. Сотрудники ИО выступали в качестве экспертов и презентовали свои доклады на нескольких площадках. В частности, представили наработки нашей совместной с ВШЭ зеркальной лаборатории, изучающей взаимосвязь между благополучием студентов и их участием во внеучебной деятельности», — рассказала директор Центра социологии образования ИО ТГУ Мария Абрамова.
В первый день конференции состоялся круглый стол «Психологическое благополучие в вузах: как измерять и что делать?», в рамках которого с докладом выступила директор Института образования ТГУ Елена Суханова. В своем выступлении Елена Анатольевна подняла вопрос о том, что важно учесть в новой системе высшего образования, предполагающей ускоренную профессионализацию студентов, чтобы сохранить их благополучие.
Результаты зеркальной лаборатории ТГУ и ВШЭ обсудили на секции «Внеучебная активность в университете». Участники проекта в совместном докладе рассказали о том, как «внеучебка» отражается на различных аспектах благополучия студентов.
На встрече консорциума вузов по развитию универсальных компетенций наработки Института образования представил Лев Плюснин, заведующий учебно-научной лабораторией философии образования ИО ТГУ. Лев выступил с докладом «Новый подход к понятию “фундаментальность”: основания ядра высшего образования».
Результаты зеркальной лаборатории ТГУ и ВШЭ обсудили на секции «Внеучебная активность в университете». Участники проекта в совместном докладе рассказали о том, как «внеучебка» отражается на различных аспектах благополучия студентов.
На встрече консорциума вузов по развитию универсальных компетенций наработки Института образования представил Лев Плюснин, заведующий учебно-научной лабораторией философии образования ИО ТГУ. Лев выступил с докладом «Новый подход к понятию “фундаментальность”: основания ядра высшего образования».
«В этому году ТГУ сделал предложение по фокусировке тематики, ею стала дискуссия о специфике понятия фундаментальность в высшем образовании и об основаниях, на которых может быть выработано ядро высшего образования, в том числе в рамках пилотного проекта. В виду специфики секции, мы обсуждали место универсальных компетенций в этом развороте. Ключевая идея моего доклада состояла в том, что из двух стратегий выстраивания ядра высшего образования — элементалистской и холистической — следует выбрать вторую, так как фундаментальность представляет не набор предметов или модулей, а скорее определенные параметры, образы мышления», — уточнил Лев.
Мероприятием-спутником конференции ИВО стал студенческий Хакатон исследователей высшего образования. От ТГУ в Хакатоне приняла участие Александра Сипкина, младший научный сотрудник Центра социологии образования ИО ТГУ, магистрант философского факультета ТГУ. Всего к участию в Хакатоне были допущены 9 студентов из разных вузов России.
Участникам предложили на выбор несколько массивов данных о высшем образовании. Исходя из их содержания, студентам нужно было поставить исследовательский вопрос и ответить на него, используя релевантные методы анализа. Александра изучала особенности обучения студентов первого поколения (которые первыми в своей семье получают высшее образование) и выступила с этой темой на финале хакатона.
Участникам предложили на выбор несколько массивов данных о высшем образовании. Исходя из их содержания, студентам нужно было поставить исследовательский вопрос и ответить на него, используя релевантные методы анализа. Александра изучала особенности обучения студентов первого поколения (которые первыми в своей семье получают высшее образование) и выступила с этой темой на финале хакатона.