– Еще в 2021 году наш Центр выиграл в конкурсе проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»: совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ мы инициировали исследование факторов, влияющих на образовательную успешность студентов российских университетов. Было приятно осознавать, что в Вышке ценят нас как сильных партнеров. Однако победа в конкурсе стала возможной, в том числе, благодаря интересу и поддержке со стороны руководства ТГУ, поскольку «зеркальные лаборатории» функционируют на условиях софинансирования. В этом году университет включил наше исследовательское направление в пул проектов, реализуемых в рамках Программы развития ТГУ («Приоритет 2030»).
Тема успешности студентов, которая давно обсуждается в международных журналах, у нас не столь исследована. Что такое успешность? Есть позиция, и ряд вузов её придерживается, что это про успеваемость: все хорошо, когда студенты хорошо учатся, когда у них высокие оценки. Но мы понимаем, что этим успешность не ограничивается. Да, важны оценки, важно, чтобы поступившие в вуз смогли справиться с нагрузкой и успешно завершали обучение (а не отчислялись в больших количествах), получали знания и навыки. Однако университет предоставляет студентам большие возможности для самореализации, чем только в учебной деятельности.
Когда мы подступились к теме, еще был период карантина в связи с пандемией коронавируса. Поэтому в совместном с ВШЭ исследовании нам было важно выявить наиболее уязвимые группы студентов российских вузов в этих непростых условиях. Основываясь на данных, собранных в рамках другого большого проекта, мы увидели, что на дистанте труднее всего пришлось иностранным и иногородним студентам, а также первокурсникам.
В этом году мы поставили перед собой двойную задачу. С одной стороны, продолжить исследования, используя данные социологических опросов в ТГУ. С другой стороны, мы также поняли: опросных данных недостаточно. Поэтому рады, что наша исследовательская команда получила «усиление» от Института дистанционного образования ТГУ в лице Артема Фещенко и лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ под руководством Вячеслава Гойко.
Совместная работа позволила собрать базу о поступлении абитуриентов и текущих оценках студентов за несколько лет. Анализ базы административных данных, цифровых следов студентов позволит выстроить нужные взаимосвязи, выявить предикторы образовательной успешности, понять, какие факторы влияют в большей степени. Тем самым, мы получим модель успешности студента. Конечно, мы ориентируемся и на практическую значимость. Например, многие вузы волнует проблема отчисления: кто уходит, как, почему? В целом, в российском поле исследований образования это тема изучена явно недостаточно, поэтому нет понимания, как удержать студентов.
У нас есть и первые выводы, которые мы получили благодаря проведенным опросам. Для улучшения адаптации первокурсников во время пандемии Институтом образования ТГУ был создан электронный курс «Погружение в университетскую среду». При этом у нас появилась техническая возможность опросить студентов «на входе». Мы сделали первые замеры в сентябре 2021 года (в опросе приняли участие более 1700 первокурсников): уточнили школьный бэкграунд, оценили ожидания от обучения, в том числе, восприятие возможных трудностей и пр. Затем спросили этих же студентов «на выходе» (в мае 2022 года) о том, как прошел их первый год в университете и прочее. А также добавили некоторые административные данные, например, оценки за первую сессию.
Сейчас мы активно работаем с полученными данными, выстраиваем корреляции, ищем причинно-следственные связи, делаем выводы. Например, уже видим, что для первокурсников самоорганизация оказалась одной из базовых трудностей. В то время как боязнь не наладить отношения с одногруппниками и преподавателями по итогам года для многих не оправдалась. Баллы за ЕГЭ повлияли на оценки в первую сессию больше, чем настрой учиться или самооценка. Получается, как человек привык учиться до поступления, так он и учится в университете – значит, есть резон привлекать студентов с высокими баллами ЕГЭ.
Есть результаты, о которых стоит задуматься: многие студенты хотели бы сразу совмещать обучение с работой, желательно по получаемой специальности. Достаточно велик процент тех, кто на первом курсе хотел бы заниматься наукой, но по итогам ничего в этом плане не реализовал. В этом году мы чуть скорректировали вопросы и уже опросили 2500 первокурсников.
Со стороны руководства ТГУ есть особый интерес к тому, что происходит с нашими студентами. Ректор Эдуард Галажинский инициировал лонгитюдное исследование, с помощью которого мы посмотрим, что происходит во время обучения: как меняются представления студентов, их поведение, компетенции, отношение к учебе и многое другое от курса к курсу. Это важно понимать, поскольку общероссийские исследования порой показывают слишком общую картину. Притом что мы уже знаем: есть разница, например, между студентами ведущих и прочих вузов в понимании вопросов качества образования, в оценке того же дистанта или смешанного формата обучения. В исследовательскую группу лонгитюда включена команда Дмитрия Баланева: мы будем проводить социологические замеры, а психологи – использовать диагностики и психометрики. Исследования, системно проводимые 4 года подряд, дадут богатый материал.
На первом томском форуме «Преобразование образования», который прошел 17–19 ноября 2022 года в ТГУ, мы обсуждали, как с помощью методов различных наук можно улучшить образование.
По итогам всех проводимых исследований и мероприятий, конечно, мы планируем выйти на рекомендации для руководства вуза. По некоторым показателям видно, что ситуация различается по факультетам, по образовательным программам. Поэтому мы планируем не только информационные рассылки, но отдельные семинары, где будем рады видеть руководителей образовательных программ – тех, кто заинтересован в самореализации своих студентов и хотел бы понять, в какую сторону двигаться.
Источник