Новости

Лонгитюдное исследование определит факторы успешности студентов ТГУ

Лонгитюдный проект «Исследование социальных и психологических предикторов образовательной успешности студента и выпускника ТГУ» запущен в 2023 году. Работа продлится в течение шести лет. Предполагается, что в результате исследователи изучат образовательные траектории студента университета от поступления до выпуска и трудоустройства, а также выяснят, какие факторы становятся определяющими для успешности этих траекторий. Проект реализует Институт образования совместно с факультетом психологии и Институтом дистанционного образования.
Начало этих исследований было положено университетскими социологами еще в 2020 году: в начале учебного года первокурсников спрашивали о том, с какими ожиданиями и каким бэкграундом они приходят в университет, а в конце — насколько совпали ожидания и реальность. Анонимное анкетирование с тех пор проводится ежегодно, а собранные данные рассылаются по факультетам, обсуждаются с деканами и руководителями образовательных программ.
— Мы, исследовательская группа социологов, выявляем факторы, которые влияют на успеваемость. На основе этих данных и наших рекомендаций факультеты могут принимать управленческие решения. Например, уже на старте обучения интерес к научной деятельности проявляют 40% первокурсников, но в итоге к концу первого года только пятая часть из них реально участвует в исследованиях. Понятно, что включить первокурсников в такую деятельность сложно, но ряд образовательных программ ее предусматривают, поэтому мы рекомендуем факультетам расширять для обучающихся такие возможности уже на первом курсе, чтобы удовлетворить запрос и уменьшить риски отчисления, — говорит директор Центра социологии образования ТГУ Мария Абрамова.
Работа в предыдущие годы позволила исследователям центра набраться опыта, найти более точные формулировки вопросов, подобрать инструменты для работы со студентами. Первичное анкетирование проводится в рамках курса «Погружение в университетскую среду», который проходят почти все первокурсники ТГУ.

С сентября 2023 года социологическое исследование дополнится психологическим портретом обучающихся. Подключение психологов позволит оценить, насколько образовательные результаты студента зависят от особенностей личности, а не от возможностей, которые обеспечивает вуз. Команду психологов возглавляет декан факультета психологии Дмитрий Баланёв. Административные данные по студентам формирует группа Института дистанционного образования ТГУ под руководством Артёма Фещенко.
— В рамках предыдущих исследований мы выявили, что у многих российских студентов возникают проблемы с психологическим благополучием, — рассказывает Мария Абрамова. — Существует связь между рисками депрессивных состояний и образовательными результатами. Что тут первично, пока сложно сказать. Но на это нельзя не обращать внимания. Сейчас мы включили вопросы, измеряющие уровни психологического благополучия, в лонгитюдное исследование студентов ТГУ. Кстати, в результате анкетирования не только факультетам предоставят данные для управленческих решений, но и каждый студент получит психологический портрет своей личности. Надеемся, это поможет молодежи в построении жизненной траектории.
Помимо организации анкетирования сотрудники Центра социологии образования также консультируют учебные подразделения по полученным результатам. В планах — разработать единую модель сбора и представления данных, чтобы эти материалы были понятны и могли сразу использоваться в работе РОПов, деканатов, проректоров.
— Образование намного шире, чем лекции и семинары: это вся университетская среда, которая должна быть настроена на студента. Потому что от удовлетворенности обучающегося зависят и его образовательные результаты, и дальнейшее трудоустройство — и, в конечном счете, успех вуза как образовательного учреждения. Это не значит, что вуз должен делать всё так, как хочет студент. Но вузу нужно понимать студентов, их интересы и мотивы, чтобы принимать максимально эффективные управленческие решения, — говорит Мария Абрамова.
Центр социологии образования Исследования Проекты Качество образования