Новости

Вышел доклад по образовательной успешности студентов в условиях пандемии

В издательстве НИУ ВШЭ вышел аналитический доклад «Образовательная успешность студентов из уязвимых групп в условиях пандемии COVID-19». Соавторами выступили сотрудники Центра социологии образования Томского государственного университета. 

Масштабная работа проведена большой группой экспертов из двух университетов в рамках зеркальной лаборатории. Изучая, как пандемия повлияла на образовательную успешность студентов, исследователи выявили 4 наиболее уязвимые группы: студенты с низким уровнем достатка; первокурсники; иногородние студенты, проживающие в общежитиях; иностранцы. Для каждой группы определены наиболее значимые риски. 

Так, например, по первокурсникам ударило отсутствие социализации и живого общения. Проживающие в общежитиях не могли найти подходящих уголков для учебы и столкнулись с массой неожиданных бытовых проблем. А иностранцам, особенно тем, кто уехал из-за пандемии на родину, переход на новые формы учебы дался труднее, чем одногруппникам — сказывались и часовые пояса, и языковой барьер. 

— Вместе с коллегой Анастасией Филькиной мы исследовали, насколько сложным оказался опыт иностранных студентов в условиях дистанционного обучения. Оценки различных параметров «дистанта» от иностранцев мы сравнили с оценками российских учащихся. Кроме того, учли и другие факторы, определяющие опыт иностранных студентов: уровень владения русским языком, страну постоянного проживания (дальнее и ближнее зарубежье), место пребывания во время учебного года (в России или родной стране). И судя по нашим данным, для иностранных студентов дистанционный формат гораздо менее предпочтителен, чем для россиян, — отмечает Мария Абрамова, директор Центра социологии образования ТГУ.

В статьях доклада также содержатся рекомендации по мерам поддержки и практики для разных групп студентов. В частности, авторы рекомендуют обратить внимание и на то, что в каких-то ситуациях цифровизация и гибридные формы учебы могут увеличивать образовательное неравенство.

— Большинство исследований, посвященных образовательной успешности, смотрят на «среднюю температуру по больнице», не обращая внимания на высокую степень гетерогенности студенческого контингента. Это снижает возможности выработки эффективных мер поддержки. Мы хотели показать, на кого нужно обратить внимание в первую очередь, если мы хотим работать с качеством высшего образования, — говорит научный редактор книги, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев.

Директор Центра социологии образования ТГУ Мария Абрамова также выступила с темой «Дистанционное обучение иностранных студентов в контексте пандемии COVID-19: вызовы для университетов» на конференции Европейской ассоциации исследований в области образования (EERA). Международный форум прошел в Ереванском государственном университете 22-25 августа. Тема конференции — «Образование в меняющемся мире: влияние глобальных реалий на перспективы и опыт образовательных исследований». В мероприятии приняли участие более 800 исследователей из 54 стран.

Центр социологии образования Зеркальная лаборатория