Как проектировать образовательные программы с несколькими квалификациями? Тему обсудили на вебинаре с участием пилотных ОП в Институте образования ТГУ. Экспертом выступила советник Генерального директора Национального агентства развития квалификаций, сотрудник ИО ТГУ Александра Серова.
Александра Владимировна рассказала о международной стандартной классификации, которая определяет уровни образования для сопоставимости образовательных систем разных стран. В этом же ключе была создана российская Национальная рамка квалификаций (НРК). Уровни НРК, связанные с образованием, включают профессиональное обучение, программы переподготовки или повышения квалификации, а также программы аспирантуры. В пилотных программах возникает коллизия, связанная с объединением бакалавриата и специалитета в одном уровне базового высшего образования. Поэтому высока важность сохранения преемственности между уровнями образования и связи их с рынком труда.
Если говорить о модели образовательных программ с двумя квалификациями, то такие программы реализуются на основании двух образовательных стандартов, один из которых является основным, а второй — дополняющим. Вариативная часть образовательной программы формирует две равноценные квалификации, которые оцениваются на государственной итоговой аттестации.
Возможны также варианты модели, в которых проектируются ОП с несколькими квалификациями, одна из которых — основная и определяет уровень ВО, а остальные — переподготовка или дополнительные рабочие профессии. Программа профессиональной переподготовки может быть интегрирована в образовательную программу или предлагаться студентам на выбор.
На семинаре обсудили также нормативные основания для разработки новых образовательных программ с двумя и несколькими квалификациями, элементы финансовой модели таких ОП, особенности встраивания профессиональных квалификаций в программы вузов, введение квалификационного экзамена. В заключение Александра Серова ответила на вопросы слушателей, в том числе на вопрос о возможности магистратуры с несколькими квалификациями.
Александра Владимировна рассказала о международной стандартной классификации, которая определяет уровни образования для сопоставимости образовательных систем разных стран. В этом же ключе была создана российская Национальная рамка квалификаций (НРК). Уровни НРК, связанные с образованием, включают профессиональное обучение, программы переподготовки или повышения квалификации, а также программы аспирантуры. В пилотных программах возникает коллизия, связанная с объединением бакалавриата и специалитета в одном уровне базового высшего образования. Поэтому высока важность сохранения преемственности между уровнями образования и связи их с рынком труда.
Если говорить о модели образовательных программ с двумя квалификациями, то такие программы реализуются на основании двух образовательных стандартов, один из которых является основным, а второй — дополняющим. Вариативная часть образовательной программы формирует две равноценные квалификации, которые оцениваются на государственной итоговой аттестации.
Возможны также варианты модели, в которых проектируются ОП с несколькими квалификациями, одна из которых — основная и определяет уровень ВО, а остальные — переподготовка или дополнительные рабочие профессии. Программа профессиональной переподготовки может быть интегрирована в образовательную программу или предлагаться студентам на выбор.
На семинаре обсудили также нормативные основания для разработки новых образовательных программ с двумя и несколькими квалификациями, элементы финансовой модели таких ОП, особенности встраивания профессиональных квалификаций в программы вузов, введение квалификационного экзамена. В заключение Александра Серова ответила на вопросы слушателей, в том числе на вопрос о возможности магистратуры с несколькими квалификациями.
Более подробно познакомиться с тонкостями проектирования ОП с двумя или несколькими квалификациями можно в записи вебинара.
Также по теме внедрения в ОП микро- и дополнительных квалификаций Александра Владимировна провела индивидуальную консультацию для трех пилотных программ ТГУ: «Агробиология», «Цифровой юрист», а также «Реклама и связи с общественностью: цифровые и сетевые коммуникации».
Эти программы переходят на 5-летний срок обучения, что обострило вопросы о разработке механизмов для ускоренной профессионализации студентов. А программа «Цифровой юрист» построена на модели с вариативным сроком обучения (4 / 5 лет), в связи с чем есть потребность определить нормативные возможности этого через призму профессиональных и образовательных стандартов. Третьей значимой темой на консультации с экспертом НАРК стал вопрос о реализации новых, наиболее подходящих для учебного плана всех трех ОП форматов аттестации студентов: как промежуточной, так и итоговой.
По итогам обсуждения программы смогли определить основные моменты, на которые стоит обратить внимание при разработке и внедрению в их педагогические дизайны механизмов получения доп. и микроквалификаций.
Эти программы переходят на 5-летний срок обучения, что обострило вопросы о разработке механизмов для ускоренной профессионализации студентов. А программа «Цифровой юрист» построена на модели с вариативным сроком обучения (4 / 5 лет), в связи с чем есть потребность определить нормативные возможности этого через призму профессиональных и образовательных стандартов. Третьей значимой темой на консультации с экспертом НАРК стал вопрос о реализации новых, наиболее подходящих для учебного плана всех трех ОП форматов аттестации студентов: как промежуточной, так и итоговой.
По итогам обсуждения программы смогли определить основные моменты, на которые стоит обратить внимание при разработке и внедрению в их педагогические дизайны механизмов получения доп. и микроквалификаций.