Заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова встретилась со студентами Томского госуниверситета, поступившими на программы пилотного проекта по совершенствованию модели высшего образования. Елена Анатольевна обсудила с первокурсниками, чем отличается их обучение от обычных программ бакалавриата и специалитета, и попросила помочь в реализации «пилота» в Томском государственном университете.
В 2023 году в России стартовал пилотный эксперимент по изменению профессионального образования. В соответствии с указом президента РФ от 12 мая 2023 года «пилот» реализуется на базе шести вузов, в том числе и в ТГУ. В ТГУ в «пилот» вошли 13 программ базового и специализированного высшего образования, на которые в этом году зачислено почти 700 студентов.
Как показал опрос, проведенный во время встреч со студентами, большинство первокурсников пилотных программ поступали на эти программы в ТГУ целенаправленно. Студенты отмечали, что, в общем, понимают, в чем заключается суть эксперимента, и поддерживают происходящие перемены.
— Мы предложили студентам написать свои варианты того, что очень важно для классного образования в вузе. Среди ответов были «студентоцентричное образование», «с большой долей практической подготовки», «интегрированное в зарубежные образовательные системы и рынки труда» и так далее. Упоминали ребята и участие работодателя в их образовании, и расширение возможностей внеучебной деятельности в вузе, и междисциплинарность. Эти ответы говорят о том, что первокурсники уже понимают, в какую сторону будет двигаться высшее образование в ближайшие годы, — говорит Елена Суханова.
Отвечая на вопрос о том, каким они видят качественное университетское образование, студенты разных специальностей демонстрировали разные приоритеты. Например, для будущих юристов самой ценной является возможность изучать именно то, что пригодится в будущем в профессиональной деятельности. Химики и айтишники преимущественно голосовали за практики и стажировки в компаниях. Для студентов пилотных программ ИЭМ и ФилФ очень важно в процессе обучения знакомиться с настоящими профессионалами, экспертами.
На встречах со студентами Елена Суханова еще раз обозначила основные отличия пилотных программ: увеличенное количество практической подготовки, получение дополнительных квалификаций, возможность включиться в профессиональную деятельность уже во время обучения, разные формы аттестации.
Молодежь, в свою очередь, задавала точные и действительно важные вопросы по реализации «пилота». В частности, студентов очень интересует всё, что связано с участием работодателей: как будет организована практика; где узнать список работодателей, взаимодействующих с программой; как практическая работа будет встраиваться в обучение. Каждая специальность имеет собственную специфику, и получить детальные ответы на эти вопросы студенты могут у руководителей образовательных программ или у деканов.
На встречах со студентами Елена Суханова еще раз обозначила основные отличия пилотных программ: увеличенное количество практической подготовки, получение дополнительных квалификаций, возможность включиться в профессиональную деятельность уже во время обучения, разные формы аттестации.
Молодежь, в свою очередь, задавала точные и действительно важные вопросы по реализации «пилота». В частности, студентов очень интересует всё, что связано с участием работодателей: как будет организована практика; где узнать список работодателей, взаимодействующих с программой; как практическая работа будет встраиваться в обучение. Каждая специальность имеет собственную специфику, и получить детальные ответы на эти вопросы студенты могут у руководителей образовательных программ или у деканов.
— Были и острые вопросы: о конкурентоспособности нового российского образования в мире, судьбе пилотного проекта в ближайшие годы, предполагаемых результатах проекта и востребованности выпускников и так далее. Эти вопросы мы постараемся переадресовать министру науки и высшего образования Валерию Фалькову. Обратная связь от студентов очень важна в этом проекте, без нее проект не «взлетит», — отметила Суханова.
Лучшие практики пилотных образовательных программ в Томском государственном университете планируют распространять на все реализуемые в университете программы уже в ближайшее время, не дожидаясь 2025 года, когда на новую систему перейдут все российские вузы. Как подчеркнула Елена Анатольевна, российским студентам предстоит стать не просто обучающимися, а действительно субъектами образования — с возможностью выбирать собственные траектории подготовки и реализовывать свое право на качественное востребованное образование.
Слайд из презентации Е.А. Сухановой