Новости

«Пилоты» ТГУ обсуждают ядро высшего образования

В Институте образования руководители пилотных программ ТГУ обсудили вопросы, поставленные Министерством науки и высшего образования на совещании ректоров пилотных вузов в Санкт-Петербурге. Основной темой обсуждения стало внедрение в высшем образовании фундаментального и профессионального ядра.

Напомним, что на встрече 21 марта министр Валерий Фальков предложил перевести систему образования на новые стандарты через единое ядро — определенный набор дисциплин, которые, с одной стороны, формирует мировоззрение, а с другой — готовит настоящего профессионала. «При создании такого ядра мы решаем задачу по обеспечению единого образовательного пространства на территории России», — отметил тогда глава Минобрнауки.
«Санкт-Петербургский горный университет представил участникам совещания свое видение того, как в вузе может складываться инженерное ядро. Другие пилотные вузы также принимают участие в обсуждении этой темы. Должно ли ядро высшего образования стать обязательным для всех вузов? Как определяется ядро: через список дисциплин, содержание образовательной деятельности, ее формы и виды, образовательные результаты? Стоит ли выделять типы ядер — фундаментальное, профессиональное, социогуманитарное? Нужна ли вариативность или жесткие стандарты? Очень много тонкостей, и Минобрнауки ждет ответы от "пилотов"», — так начала встречу с РОПами Елена Суханова, директор ИО ТГУ, заместитель проректора по образовательной деятельности.
В ТГУ за прошедший год сформировалось активное сообщество разработчиков образовательных программ, участвующих в пилотном проекте и в Лиге РОП. Члены сообщества регулярно обсуждают ключевые вопросы развития российского высшего образования, участвуют в формировании позиции университета по этим вопросам и в подготовке решений для Минобрнауки. Обсуждение одной из важнейших тем — введения «ядерности» в высшем образовании — было довольно жарким. Участники встречи выражали сомнения по поводу необходимости ядер, высказывали идеи о том, как могли бы формироваться фундаментальное и профессиональное ядро как в ведущих вузах, так и в остальных, предлагали варианты укрупнения ядер и т.д.

В итоге проектной сессии, которая прошла в Институте образования 28 марта, большинство РОПов ТГУ согласились, что обязательность единого ядра высшего образования должна быть дифференцированной и необходимо выработать критерии, по которым университеты могут самостоятельно формировать собственное ядро. Также собрание посчитало важным различать фундаментальное и профессиональное ядро при проектировании и реализации образовательных программ, предложены следующие определения:
Фундаментальное ядро — это комплекс требований к содержанию, результатам, видам деятельности обучающихся и формам организации образования для подготовки специалиста, обладающего системным и критическим мышлением, способного к развитию профессиональной деятельности и саморазвитию, соответствующего культурным и ценностным нормам общества, ориентированного на созидание в контексте будущего. Фундаментальное ядро регулируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО); фиксируется в списке «ядерных фундаментальных дисциплин(модулей)» и в рекомендациях к содержанию, результатам, видам и формам образовательной деятельности. Фундаментальное ядро является обязательным для образовательных программ определенной укрупненной группы направлений подготовки (реже области образования, отдельного направления подготовки); например, «фундаментальное ядро инженерного высшего образования», «фундаментальное ядро педагогического высшего образования».
Профессиональное ядро — комплекс требований к содержанию, результатам, видам деятельности обучающихся и формам организации образования в рамках отдельного направления подготовки и/или образовательного трека (специализации), отражающий актуальные требования рынка труда к подготовке специалистов в конкретной отрасли. Профессиональное ядро регулируется профессиональным сообществом (советами по профессиональным квалификациям, профессиональными ассоциациями, регулятором в данной отрасли), может фиксироваться в списке актуальных образовательных результатов (профессиональных компетенций), а также рекомендациях по составу и содержанию дисциплин (модулей) специализации, формам практической деятельности. Профессиональное ядро является рекомендованным для образовательных программ, включающих соответствующие образовательные треки (специализации) в рамках отдельных направлений подготовки. Например, «профессиональное ядро подготовки специалистов финансовой отрасли» в рамках направления подготовки «Экономика».
Разговор о введении «ядерности» в высшем образовании в самом разгаре, окончательных решений пока нет. По итогам встречи в Горном университете Валерий Фальков поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в пилоте. Сейчас пилотные образовательные программы ТГУ формулируют свои определения того, что может являться фундаментальным и профессиональным ядром для их направления, а также описывают, какое ядро заложено в конкретную ОП. В апреле на основе этих материалов пройдет общий семинар, на котором при участии ректора ТГУ будет окончательно выработана позиция университета по поводу ядра высшего образования.
Отдел сопровождения инновационных образовательных проектов Качество образования