Высшее образование в условиях пандемии и после нее: вызовы и возможности
В марте-апреле 2020 г. системы образования в мире не просто столкнулись с трудностями. Буквально за несколько недель 95% студентов по всей планете были вынуждены перейти в дистанционный или смешанный формат обучения. Эта ситуация стала настоящим «стресс-тестом» для системы высшего образования.
Для анализа того, как система справилась с этим испытанием, в рамках проекта:
проведены социологические исследования,
проанализированы прецеденты и успешный опыт университетов по вынужденному изменению базовых процессов,
определены идеи перспективных направлений развития системы высшего образования.
Среди ключевых точек стратегического роста системы высшего образования были выделены следующие
системная работа по кадровому развитию: продвинутая цифровая грамотность преподавателей и внедрение современных образовательных практик и технологий для реализации моделей онлайн-обучения и смешанных моделей;
поддержка исследований и проектов по разработке цифровой дидактики как в части использования цифровых инструментов и технологий, так и в части новой методологии обучения при использовании интегрированных моделей, включающих как онлайн-, так и офлайн-форматы;
дистанционные исследовательские коллаборации и сообщества, в том числе в рамках международного взаимодействия, интеграция отечественных исследователей в международную повестку – публикации, совместные проекты, события;
система поддержки и сопровождения студентов в условиях смешанных моделей обучения для преодоления неравенства и повышения доступности образования, в том числе в сфере новых финансовых, технических и методических моделей организации образовательного процесса;
трансформация образовательных программ в части обеспечения условий для реализации модели «2 + 2» и внедрения новых образовательных форматов и практик, направленных на повышение интерактивности занятий и уровня вовлеченности студентов;
цифровая инфраструктура в части развития образовательных платформ, контента, сервисов для студентов и сотрудников;
модели управления, обеспечивающие распределенные и коллективные способы управления: наблюдательные и управляющие советы, гибкие и проектные методы управления вузом;
пересмотр моделей регулирования в части контрольно-надзорной деятельности.