«В турбулентном мире очень сложно найти точку опоры, которая помогала бы нам в нашей профессиональной деятельности. Мы пытаемся подготовить наших детей к новому будущему, но сами пока не знаем, как. Мы не можем жить по-старому, но не знаем, как жить по-новому. Очень хотелось бы, чтобы наш круглый стол стал «оазисом», где каждый смог бы поделиться своими переживаниями, радостями и болевыми точками», — задала тон обсуждению в приветственном слове заведующая детским садом № 49 Лариса Руденок.
На круглом столе с докладом или в свободной форме высказались эксперты мероприятия:
- Лариса Смышляева, профессор Института образования ТГУ;
- Валерия Мацута, доцент кафедры организационной психологии Факультета психологии ТГУ;
- Ольга Богданова, доцент кафедры общей и педагогической психологии Факультета психологии ТГУ;
- Вячеслав Гойко, заведующий научно-исследовательской лабораторией прикладного анализа больших данных Научного управления ТГУ;
- Оксана Замятина, ректор Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- Мария Матвеева, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии с курсом эндокринологии СибГМУ.
«Первые приложения, которые пишут детские сказки, появились в США, и оказалось, что искусственный интеллект может переосмыслять, искажать ценности, манипулировать. Машина анализирует входные данные, выявляет не до конца понятным нам способом связи и выдает зачастую непредсказуемый результат. К тому же у нее постоянно идет обучение на огромном массиве данных. Человек контролировать это практически не может. А если это никак не контролировать, детям можно внедрять в мозг все, что угодно, пока они еще не могут противостоять манипуляции».
«Детство — это же не только дети. Это и те, кто окружает ребёнка: семья, педагоги. Для тех, у кого картина мира уже отстроена и может только дополняться и развиваться, искусственный интеллект — это, конечно, хороший ресурс и «помогатор», и если мы к нему не обращаемся, мы сами себя ограничиваем», — отметила профессор ИО ТГУ Лариса Смышляева.
«Ответ на вопрос, почему нам уже необходимо рассказывать об искусственном интеллекте детям, достаточно очевиден: это компетенции будущего, и детям в любом случае жить в мире, который будет насыщен такими технологиями. В дошкольном образовании акцент делается на необходимости преодоления цифрового разрыва между детьми. В этом смысле необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок мог в защищенной среде получить конструктивный опыт взаимодействия с различными технологиями искусственного интеллекта. Этот процесс должен иметь целенаправленный и структурированный характер, и здесь особенно подчеркивается именно роль педагога, значимого взрослого», — пояснила Ольга Евгеньевна.
«Мир сегодня — другой, и ребенок, рожденный в этом мире, — тоже другой. Перед нами как перед профессионалами стоит задача договориться с этим новым миром о том, как действовать, чтобы благополучие ребёнка случилось и его психическое развитие не пострадало. Возможно, те вопросы, которые мы сегодня задаём, ещё не нашли ответов в науке, и мы в этом смысле можем стать авторами или соавторами тех новых исследований, которые очень важны для нас в прикладном плане и нужны родителям, педагогам и, прежде всего, ребёнку», — подвела итог обсуждений Лариса Смышляева.
Текст: Юлия Ермальчук. Фото: Никита Гольцов