Новости

«Пилоты» ТГУ обсуждают ядро высшего образования

В Институте образования руководители пилотных программ ТГУ обсудили вопросы, поставленные Министерством науки и высшего образования на совещании ректоров пилотных вузов в Санкт-Петербурге. Основной темой обсуждения стало внедрение в высшем образовании фундаментального и профессионального ядра.

Напомним, что на встрече 21 марта министр Валерий Фальков предложил перевести систему образования на новые стандарты через единое ядро — определенный набор дисциплин, которые, с одной стороны, формирует мировоззрение, а с другой — готовит настоящего профессионала. «При создании такого ядра мы решаем задачу по обеспечению единого образовательного пространства на территории России», — отметил тогда глава Минобрнауки.
«Санкт-Петербургский горный университет представил участникам совещания свое видение того, как в вузе может складываться инженерное ядро. Другие пилотные вузы также принимают участие в обсуждении этой темы. Должно ли ядро высшего образования стать обязательным для всех вузов? Как определяется ядро: через список дисциплин, содержание образовательной деятельности, ее формы и виды, образовательные результаты? Стоит ли выделять типы ядер — фундаментальное, профессиональное, социогуманитарное? Нужна ли вариативность или жесткие стандарты? Очень много тонкостей, и Минобрнауки ждет ответы от "пилотов"», — так начала встречу с РОПами Елена Суханова, директор ИО ТГУ, заместитель проректора по образовательной деятельности.
В ТГУ за прошедший год сформировалось активное сообщество разработчиков образовательных программ, участвующих в пилотном проекте и в Лиге РОП. Члены сообщества регулярно обсуждают ключевые вопросы развития российского высшего образования, участвуют в формировании позиции университета по этим вопросам и в подготовке решений для Минобрнауки. Обсуждение одной из важнейших тем — введения «ядерности» в высшем образовании — было довольно жарким. Участники встречи выражали сомнения по поводу необходимости ядер, высказывали идеи о том, как могли бы формироваться фундаментальное и профессиональное ядро как в ведущих вузах, так и в остальных, предлагали варианты укрупнения ядер и т.д.

В итоге проектной сессии, которая прошла в Институте образования 28 марта, большинство РОПов ТГУ согласились, что обязательность единого ядра высшего образования должна быть дифференцированной и необходимо выработать критерии, по которым университеты могут самостоятельно формировать собственное ядро. Также собрание посчитало важным различать фундаментальное и профессиональное ядро при проектировании и реализации образовательных программ, предложены следующие определения:
Фундаментальное ядро — это комплекс требований к содержанию, результатам, видам деятельности обучающихся и формам организации образования для подготовки специалиста, обладающего системным и критическим мышлением, способного к развитию профессиональной деятельности и саморазвитию, соответствующего культурным и ценностным нормам общества, ориентированного на созидание в контексте будущего. Фундаментальное ядро регулируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО); фиксируется в списке «ядерных фундаментальных дисциплин(модулей)» и в рекомендациях к содержанию, результатам, видам и формам образовательной деятельности. Фундаментальное ядро является обязательным для образовательных программ определенной укрупненной группы направлений подготовки (реже области образования, отдельного направления подготовки); например, «фундаментальное ядро инженерного высшего образования», «фундаментальное ядро педагогического высшего образования».
Профессиональное ядро — комплекс требований к содержанию, результатам, видам деятельности обучающихся и формам организации образования в рамках отдельного направления подготовки и/или образовательного трека (специализации), отражающий актуальные требования рынка труда к подготовке специалистов в конкретной отрасли. Профессиональное ядро регулируется профессиональным сообществом (советами по профессиональным квалификациям, профессиональными ассоциациями, регулятором в данной отрасли), может фиксироваться в списке актуальных образовательных результатов (профессиональных компетенций), а также рекомендациях по составу и содержанию дисциплин (модулей) специализации, формам практической деятельности. Профессиональное ядро является рекомендованным для образовательных программ, включающих соответствующие образовательные треки (специализации) в рамках отдельных направлений подготовки. Например, «профессиональное ядро подготовки специалистов финансовой отрасли» в рамках направления подготовки «Экономика».
Разговор о введении «ядерности» в высшем образовании в самом разгаре, окончательных решений пока нет. По итогам встречи в Горном университете Валерий Фальков поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в пилоте. Сейчас пилотные образовательные программы ТГУ формулируют свои определения того, что может являться фундаментальным и профессиональным ядром для их направления, а также описывают, какое ядро заложено в конкретную ОП. В апреле на основе этих материалов пройдет общий семинар, на котором при участии ректора ТГУ будет окончательно выработана позиция университета по поводу ядра высшего образования.
2024-04-02 18:49 Отдел сопровождения инновационных образовательных проектов Качество образования